ГРЕХ И ПРОЩЕНИЕ…

Грех и прощение –вечная и неиссякаемая тема для размышлений христианина. Не вне нас, не где-то там, далеко на небесах, а внутри нас самих идет неустанная работа по очищению души. В нашем внутреннем человеке, пока туманно и неопределенно, живет иное Бытие, реальное по сравнению с тем, что окружает нас во вне. Оно требует к себе полного внимания и участия. Душа, вывернутая наружу, омертвевает, будучи сама по себе ничем и отдающая себя пустоте ничего. По-настоящему сердце, прилепившееся к земле, трогает только святая красота души, как образа и подобия Божия, несравнимая ни с чем в целом мире и во всей Вселенной, до тех пор, пока оно не познает превосходящую всякие земные представления нетленную красоту Христа, которая спасает мир.

Христос дает нам великое счастье войти в Его жизнь до конца. С каждым из нас Он пребывает в особом сокровенном общении. Голос Божий слышен в нас настолько, насколько наш дух проснулся от своей спячки. В этом «просыпании» суть духовной жизни. Но как углубиться в себя, непрерывно кружась в беличьем колесе повседневной суеты? Как найти себя в океане безликой человеческой массы наклоненных к земле голов? На самом деле нашей душе не нужно ничего, кроме Бога, для того, чтобы приобрести ту свободу, которую она имела изначально. И каждому сердцу Христос наедине говорит именно то, что ему необходимо для спасения.

От нашей души требуется, чтобы она, вернувшись в свой собственный дом, разбудила дух, который живет внутри нашего духовного сердца. Этот дух необъятно беспределен и в нем мы можем открыть простор безграничных духовных постижений. Дух – это наша истинная личность, которой предстоит проснуться от лености ума и стать преображенным богом по благодати.

Если психология учит тому, как убрать то или иное беспокойство, часто усыпляя нас таким же бессмысленным оптимизмом, то Христос призывает к простому мужеству: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк. 8:34). Только решившись бескорыстно служить Богу и людям, не ожидая при этом ни малейшей выгоды для себя, человек начинает водиться Духом Святым. Когда этот Дух входит в человека, то все его существо озаряется невозмутимым покоем, светом и радостью, наполняясь сострадательной любовью к каждому человеку.

Самый сложный период нашей жизни – это странствие по пустыне обезбоженности. Это время, когда мир для нас уже стал чужим, а Небо еще молчит. Живя между уже мертвым для нас миром и неожившим еще Небом, мы чувствуем глубокую беспомощность и одиночество. Это время, когда зло будет пытаться отомстить нам за то, что мы посмели покинуть его сонную обитель сомнительных удовольствий. Оно будет преследовать нас, отравляя пищу, питье и даже воздух в наших легких невыносимой горечью. До конца жизни нам придется каяться в том, что грешили, не ведая беспредельного милосердия Божия, что предавали и огорчали Господа, что не имели твердой решимости оставить грех навсегда.

В темноте этого пустынного одиночества Бог дает нам возможность самим снять покрывало с Неба руками собственных страданий. Всю жизнь мы боимся страданий и боли. Но только в этой пустыне нам становится понятно, что спасение приходит только после добровольного распятия. Невозможно научиться любить, не пройдя через боль и скорбь, в которых мы обретаем спасительную любовь ко Христу. В этом таинстве наш дух окрыляется Божественной любовью и Христос делает то, что человеку сделать невозможно – наполняет его Своей бесконечной Жизнью.

У нашей души есть одно очень важное свойство – она не может быть пустой. Если мы обращаемся к свету веры, в ней начинает жить Христос, а если уходим во тьму безверия – в нее поселяется диавол. Он учит нас быть прагматиками и жить по законам логики, убивая в себе солнечную детскость сердца и юношескую радость.

Но диавол «лжец и человекоубийца от начала» (Ин.8:44). Песок времени погребает под собой все чары его обмана, и в душе остается лишь унылый смог, туман разочарования. Только когда Христос начинает царствовать в нашем сердце, человек созревает к благодатной умудренной старости, источающей сладость нектара мудрости и нетварный Свет вечной Жизни. Когда Бог начинает подобно ярким солнечным лучам просвещать наш дух, ум замирает, оставив всякое мысленное движение. Как через прозрачную чистую воду в душу проступает необозримая Божественная беспредельность, сотканная из непереводимых в слова смыслов и непостижимых уму интуиций. А из этой беспредельности дышит чистая свежесть вечно юной Жизни. «Обновится, как у орла, юность твоя»(Пс. 102:5).

протоиерей Игорь Рябко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *