О соединении молитвы внутренней с внешней.

Молитва есть сердечное собеседование человека с Богом. Может ли быть такое собеседование без внутреннего мира? Нет. Может ли быть мир внутренний без согласия души с телом? Нет. Может ли быть стройное согласие там, где душа хотела бы возноситься, желала бы чувствовать и благоговеть, а тело, склонившись вниз, находилось бы в сонном, полумертвом состоянии? Очевидно, нет! Следовательно, истинная, сердечная молитва — молитва живая, бодрственная, возвышающая до небес душу и делающая легким, как бы неземным и неплотяным тело человеческое — должна быть такой, которая обнимала бы всего человека, и внутреннего, и внешнего.

Мы относимся к миру внешнему, который влияет на наш мир внутренний, поэтому необходимо соединять молитву внутреннюю с внешней.

Живя большей частью во внешнем мире и занимаясь предметами земной жизни, мы имеем нужду не в одном внутреннем молении, но и во внешних проявлениях молитвословий. Таким образом, внутренние молитвенные чувствования побуждают нас и ко внешним их выражениям. И наоборот, внешние сильные выражения — коленопреклонение, поклоны и прочее — сообщают внутренним молитвенным чувствованиям большую силу и жизнь.

Поскольку человек состоит из души и тела, он не может обойтись без внешнего руководства ко внутреннему совершенству. Это ясно доказал Сам Господь Иисус Христос тем, что для сообщения даров благодати Своей установил в Церкви таинственные священнодействия, где есть сторона видимая и невидимая, внешняя и внутренняя. На основании этого наша Святая Православная Церковь, единая, верная и неизменная руководительница к совершенству и к жизни вечной, в состав своего богослужения включила внешние проявления молитвословий: крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, возведение очей и воздеяние рук к небу и т. п.

И чтобы во время молитвы сами глаза наши были заняты предметами духовными, и через то мы бы располагались к молитвенным чувствованиям, научает нас молиться перед святыми иконами. По причине тесной связи души с телом, чувствования молитвенные, благоговейные, сладостные и особенно восторженные не могут не выражаться внешне, как об этом уже говорилось в предыдущей беседе. За исключением весьма немногих особенных случаев, внутренняя молитва не может не проявляться в действиях внешних. У кого сердце горит пламенем молитвенным, у того все взывает, все говорит: уста движутся, руки возносятся, слезы текут, колени преклоняются, грудь содрогается! Кто духом бодрствует, у того и тело не спит.

Из сказанного нами о молитве внутренней и внешней заметьте для себя самое важное:

Следуйте и твердо держитесь правил и постановлений Св. Христовой Церкви. Как она учит молиться, так и молитесь. Лучше и вернее ее никто вас не научит. Читайте молитвы, ходите в Церковь, креститесь, полагайте поклоны и плачьте — кому Бог дает слезы. Все это будет способствовать внутреннему совершенству молитвы истинной. Только знайте, что одно внешнее без внутреннего оскорбляет святость Божию и будет вам не полезно. Потому, во всех внешних проявлениях молитвы непременно участвуйте сердцем. Старайтесь, чтобы внутренние чувства всегда соответствовали вашим словам и движениям, и, насколько возможно, избегайте тщеславия, чтобы люди не хвалили вас, как богомольцев. Иначе ваша молитва будет бесполезна и даже оскорбительна для Бога.

Если же кто не ходит в Церковь молиться Богу и вообще не молится внешней молитвой даже в уединении, то есть не читает молитв по молитвослову (если не знает их наизусть), не крестится, не полагает поклонов, не проливает слез и т. п., тот находится в обольщении, думая, что он молится духом, в глубине своего сердца. Нет, скорее здесь речь идет о лености, чем о деятельности духовной.

К сожалению, есть такие люди, которые ленятся встать к утрени, не имеют расположения простоять всю Литургию, вечерню и даже прочитать молитвы утренние и вечерние, и в извинение своего нерадения говорят, что они уже находятся выше других и потому молятся духовно. Но между тем Сам Иисус Христос, будучи духовен в высочайшей степени, духовную молитву Свою выражал и словами, и благоговейными движениями тела, например, возведением очей на небо, а иногда преклонением колен на землю, даже когда Он молился один в Гефсиманском саду (см. Ин.17:1; Лк.22:41; Мф.26:39).

Судите сами, может ли быть духовным тот, кто холоден и ленив, кто телесный покой предпочитает церковной службе? Нет! Тот молится духом, у кого и ночь, как день, протекает в молитве; он мало спит, мало ест, чтобы побольше помолиться и поплакать пред Господом, — такими были все святые и духоносные преподобные отцы наши, великие молитвенники и чудотворцы. А кто находится в беспечности, расслаблении духовном и говорит, к соблазну других, что он молится Богу духовно, — тот лжет против Бога и совести, за что и будет осужден от Сердцеведца Праведного Бога! Аминь.

протоиерей Иоанн Гапонов
«Собеседования отца духовного со своими прихожанами о молитве как едином верном источнике всех возможных благ для человека»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *