ПОСТ — УЗДА НА НАШИ СТРАСТИ.

Во время поста к своему телу нужно относиться правильно — и не отягощать его излишествами, и не подвергать его трудам непосильным. Держать его в разумной строгости — это совершенно нормально. Но эта строгость должна соответствовать нашему внутреннему состоянию, здоровью, образу жизни, работе… Важно учитывать, что мы живем еще в таком большом городе, где у всех людей большие психологические нагрузки, а здоровье не очень крепкое. Поэтому пост современному человеку прописывается самый облегченный. Не только в миру, но и в монастырях все-таки идет тенденция снисхождения к немощи людей, для того чтобы не ослабли наши силы. Много болезней от переедания, и ограничь себя сначала в еде.

Что касается духовной жизни, то здесь пост — это узда на наши страсти. Множество грехов и страстей питаются от нашего самолюбия, сластолюбия и саможаления. Эта группа страстей, развивающихся от угождения плоти, так и называются «плотскими» или «телесными». Если плоть держится в строгости, то эти страсти не получают себе пищи. Есть очень хорошая мысль: отними у страстей пищу, и ты лишишь их силы, — так говорили святые отцы. Если к мясной лавке прибегают собаки, которые привыкли, что им бросают кости и остатки мяса, то, чтобы они не прибегали и не докучали, нужно перестать их кормить. То же самое со страстями: нужно отнять у них пищу. К сожалению, современному человеку это трудно понять и исполнить. Это трудно донести до людей, которые привыкли к постоянному комфорту, ведь этим комфортом человек себя везде окружает. Пост в этом смысле предполагает ограничение, если не исключение этих удобств.

Во время поста разумная строгость ставится на первое место. В пост нужно себя удерживать от посещения гостей, застолий, от винопития и праздного веселья, от всяких юбилеев и праздников и т.д., где именно плоти дается возможность для расслабления. Ведь когда плоть уходит из-под надзора, тогда она начинает распоясываться. А вольность для плоти — это открытая дверь для входа в нашу душу страстей, которые сразу начинают диктовать свои требования. К телесным страстям относятся блуд, праздность, чревоугодие, многоспание, пьянство и всевозможные виды гнева — такие, как сквернословие, ругань, месть и т.д. Развлечения и всевозможные расслабления в пост не нужны. Время поста должно отличаться от обычного времени.

Пост нужно постараться прожить по-христиански, в духе Христовом, в точном следовании Его заповедям. Но, чтобы не показаться слишком суровыми и строгими, напомним, что в основе всего лежит любовь, и строгость поста основывается на любви — на любви к заповедям и постановлениям Церкви. А там, где любовь, там вся эта строгость воздержания принимает правильное, осмысленное направление и содержание. Это мы видим на примере наших подвижников благочестия, наших старцев — какие они были радушные, гостеприимные, часто могли и пошутить, и приласкать человека. А какая строгость внутри себя, к себе, ко всем проявлениям своих чувств и желаний! Вот это удивительное свойство — чем строже человек к себе, тем он должен быть снисходительнее и любвеобильнее к ближним, — вот такому посту нам бы всем научиться. Как сказано в Евангелии: поститесь для Бога. Не будьте как лицемеры-фарисеи, которые надевают на себя скорбные одежды, посыпают головы пеплом, но ждут одного — похвалы от людей и награды на земле, потому что всё основано на тщеславии. Мы должны умыть лицо, помазать свою главу елеем, т.е. духовно радоваться, молиться и благодушествовать, чтобы поститься для Бога, ведь это самое главное.

Постящимся хочу пожелать радости. Впереди событие Рождества Христова, ради которого мы и постимся и к которому готовимся. Пожелать, чтобы радости поста превосходили его труды. Конечно, в пост — побольше добрых дел дай Бог всем нам делать. Обуздывать наши страсти, которые портят, отравляют нашу жизнь. Учиться новым качествам, т.е. тем добродетелям, о которых говорит Евангелие. В пост, как говорили древние люди, затраты на постную пищу были меньше, появлялся излишек — вот этот излишек предназначался на дела милосердия, благотворительность.

Чтобы с постом уходили из жизни зависть, раздражительность, злоба и т.д. То есть человек, правильно постившийся, — это человек обновленный, одухотворенный. Это человек, который благодать Божию принимает в свое сердце, и, конечно, этим светом, радостью и миром он делится и с другими. И с такими людьми все время хочется быть рядом, от них получать это тепло и любовь — дай Бог, чтобы этого было побольше в нашей церковной жизни, таких солнышек, которые могли бы согревать других людей.

протоиерей Андрей Овчинников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *