О Храме

IMG_1887-2   Иванова гора

Древнее урочище Иванова гора величественной стройной колокольней указывает место, где река Нара поворачивает свое течение с востока на юг, к Серпухову, к широкой долине Оки, упираясь своей излучиной в гору, названною Ивановой. Сквозь столетия неспешно несет свои воды река, и только ее воды знают, насколько и как глубока и полна история этого края. Но что-то известно и нам. Примерно с Х в. нижнее течение Нары, как и других притоков Оки, было освоено языческими племенами вятичей. На Ивановой горе издревле существовал погост – так первоначально назывались центры сельских общин Древнерусского государства, где велась гостьба, т. е. торговля, а в правление святой равноапостольной княгини Ольги были учреждены пункты сбора дани. С распространением на Руси христианства именно на погостах строились первые сельские церкви, близ которых появлялись христианские кладбища.

Предание
Ранняя история погоста на Ивановой горе не оставила письменных свидетельств. В те далекие, неспокойные времена письмом владели единицы, а свитки летописей беспрерывно уничтожались пожарами вместе с деревянными постройками жилищ и церквей. Но тем более бережно и благоговейно народ хранил и передавал от поколения к поколению устные свидетельства о наиболее заметных событиях истории своих селений. Одно из таких преданий дожило до наших дней и сообщает, что в ХIV веке преподобный Сергий Радонежский по дороге в Серпухов посетил погост на Ивановой горе и посадил здесь дуб. Предание это подкрепляется историческими фактами, а до 1890-х годов в ограде Предтеченской церкви существовало и материальное ему подтверждение — пень огромного дуба.
Обширной местностью в нижнем течении Нары во второй половине ХIV в. владел двоюродный брат и сподвижник великого князя Московского Дмитрия Донского и самый знаменитый из Серпуховских князей — Владимир Андреевич Храбрый. Русь в то время несла тяжкое бремя ордынского ига, вражеские полчища то и дело опустошали русские земли. Южные рубежи Московской Руси, проходившие по руслу реки Оки, нуждались в укреплениях. Серпухов, стоящий близ торной дороги от бродов на Оке к Москве, являлся одним из важнейших форпостов Московского княжества. В 1374 г. князь Владимир Андреевич укрепил свой главный город могучими дубовыми стенами, но еще прежде мудрый правитель озаботился возведением крепости духовной: «восхотев возградити себе монастырь в Серпухове». За помощью в этом богоугодном деле князь обратился к игумену Сергию, которого уже при жизни по всей Руси почитали святым. Здесь стоит заметить, что как раз к этому времени в состав удела Серпуховского князя вошел городок Радонеж (к северу от Москвы) с прилегающими землями. В радонежских глухих лесах и находилась знаменитая Троицкая обитель аввы Сергия. Князь Владимир Андреевич, по словам летописца, любил монастыри и высоко почитал монашеский чин. Он часто посещал пустыньку преподобного Сергия, оказывал материальную помощь братии, пользовался духовным советом святого игумена, которого и пригласил посетить свой стольный Серпухов, чтобы выбрать достойное место и основать в нем монашескую обитель.
Документы свидетельствуют, что преподобный Сергий, откликнувшись на просьбу боголюбивого князя, в 1374 г. пришел в пределы Серпуховские, и не один, а со своим любимым учеником Афанасием. Выбрал святой старец подобающее место для монастыря — урочище Высокое на левом берегу Нары,– и поставил строителем и игуменом Афанасия, а сам вернулся в обитель Святой Троицы. В последующие годы, возможно и не раз, ходил преподобный Сергий в Серпухов к своему духовному ученику и другу преподобному Афанасию, а так же направил к нему в обитель для прохождения монашеского искуса молодого послушника, в будущем — своего лучшего ученика и преемника по управлению Троицким монастырем, — преподобного Никона Радонежского. Жизнеописатели умалчивают, каким путем ходили эти святые мужи из радонежских лесов в Серпухов и обратно, и в преданиях не запечатлены посещения здешних мест простыми монахами, каковыми в то время являлись святые Сергиевы ученики. Но опираясь на тот факт, что в древности дороги проходили, как правило, вдоль рек, можно заключить, что двигаясь с севера на юг, последние двадцать верст до Серпухова полагалось пройти левым берегом Нары, мимо Ивановой горы.
Многие подмосковные селения имеют свои предания о посещении их Сергием Радонежским. По свидетельству современника, авва Сергий «никогда не ездил на коне», т. е. всегда ходил пешком, куда бы ни позвали игумена земли Русской дела церковные или государственные (будь то Москва, Тверь или Нижний Новгород). Освящал преподобный своими стопами, молитвой просторы русские, стремясь привести князей и народ к единению. До наших дней живут бесчисленные местные предания, повествующие о водруженных святым Сергием поклонных крестах, на месте которых православный люд ставил храмы Божии. Как правило, Крест Христов освящал место, где преподобный нашел следы языческого капища, либо просто безмолвная красота природы тронула святое сердце молитвенника. Существуют святые колодцы, ископанные, по преданию, самим преподобным, и источники, изведенные молитвой чудотворца. Иванова гора могла бы предъявить права на любое из подобных преданий, но она имеет и свою особенную историю: Сергий Радонежский останавливался на погосте по дороге в Серпухов и в одно из таких посещений посадил здесь дуб. Могучий дуб, жизнеспособное дерево – символ прочности и долговечности, для многих поколений прихожан Предтеченской церкви был живым свидетелем присутствия и покровительства крепкого молитвенника и заступника пред Богом, служителя Святой Троицы и величайшего из русских святых, преподобного Сергия Радонежского.

(Интересно, что память о дубе, посаженном преподобным Сергием, хранилась до начала ХХ в. и в одном из районов современной Москвы — Симоновой слободе, историческим центром которой был Симонов монастырь, основанный по благословению святого игумена («Московский журнал». №12, 2006 г., стр. 17)).