история

Иванова гораПечать

phoca_thumb_l_4  

  •  История

  • Первое письменное упоминание о храме на Ивановой горе, причем уже в прошедшем времени, относится к 1571 г. В льготной грамоте, выданной царем Иваном Грозным Серпуховскому Высоцкому монастырю после опустошительного набега татар на Московию, находим «…сельцо Глубокое, а в сельце была церковь Иоанна Предтечи, сожжена, да 17 дворов сожжены». Дальнейшие события русской истории — новые визиты крымских ханов, Смутное время, польско-литовская интервенция — никак не благоприятствовали налаживанию мирной жизни. По писцовым книгам 1627-1629 гг. в Окологородном стану Серпуховского уезда среди вотчин Высоцкого монастыря числилась «пустошь, что был погост Предтеченской, на реке на Наре, усть речки Московки и Велемки, а в ней храм бывал издавно Рождество Иоанна Предтечи». Даже сухие слова описи исполнены горечи. Не счесть было подобных пустошей по земле Русской. Но Ангел, как известно, до скончания века стоит над всяким местом, где однажды был освящен церковный престол.

С воцарением династии Романовых страна начинает оправляться от пережитых потрясений. Наступают лучшие времена и для храмоздательства. Повсюду люди строят церкви Божии и восстанавливают порушенные. Дождался своего часа и Предтеченский храм: в приходной книге Патриаршаго Казеннаго приказа содержится запись об обложении данью новопостроенной в 1720 году на пустовой церковной предтеченской земле в вотчине Высоцкого монастыря, в Серпуховском уезде, в Окологородном стану, и освященной церкви во имя Иоанна Предтечи. В следующем после постройки храма 1721 году материалы государственной ревизии констатируют наличие в монастырских владениях: «Села Ивановского, что на Ивановской горе, в оном селе церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, при ней действительно служащие: поп Петр Егоров сорока дву, дьячек Алексей Дмитриев двадцати пяти, понамарь Иван Петров тринадцати лет». Вот подлинные имена людей, которые почти триста лет назад совершали Божественую службу на этом месте. Святыми их молитвами, Господи, спаси нас, грешных!
ХVIII и ХIХ столетия были, должно быть, относительно безоблачными для храма на Ивановой горе. Праздник Рождества Иоанна Предтечи всегда был особенно любим и почитаем жителями окрестных селений. Ежегодно в этот день на живописном берегу Нары они устраивали ярмарку. Здание церкви неоднократно перестраивалось, в ней были устроены Успенский и Никольский приделы, пристроены трапезная и небольшая шатровая колокольня.

Архитектурный ансамбль

В конце ХIХ в. на церковной территории появились новые постройки, которые, не без утрат, дошли до наших дней. Среди них — главное украшение Ивановой горы и доминанта всего ландшафта — грандиозная пятиярусная колокольня с примыкающими с севера и юга часовнями, выполненная из красного кирпича и белого камня с богатым декором в популярном в то время псевдовизантийском стиле. Любопытна история строительства колокольни. Старостой Предтеченской церкви в то время был держатель текстильной фабрики в близлежащем поселке (ныне Пролетарский) Диомид Митрофанович Хутарев, человек энергичный и деятельный, известный своей благотворительностью по всей округе. Ему принадлежала идея увековечить место, где рос посаженный преподобным Сергием Радонежским дуб. Как раз в 1892 году вся Россия грандиозными торжествами отмечала 500-летие преставления своего любимого святого. В ознаменование этой даты Диомид Митрофанович решил заказать колокол весом в 550 пудов (более 8 тонн), что соответствовало примерному возрасту Сергиева дуба — 550-ти годам. Установлен он был 29 марта 1894г. с подобающей торжественностью на временной деревянной звоннице над тем самым местом произрастания дуба, где к тому времени оставался лишь огромный пень, имевший, по свидетельству современников, 13 аршин в окружности. Вот тут, по-видимому, и возникла у купца мысль построить колокольню, соответствующую этому колоколу.
Высота колокольни, согласно проекта, должна была быть почти невероятной для сельского храма: 112 аршин, т. е. 79,5 метров, что лишь на два аршина (1,5 метра) меньше высоты колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Авторство проекта связывают с именами архитекторов Михаила Яковлевича Кульчицкого (1857-1913) и Адольфа Адольфовича Нетыксы (1862-1905). Однако имя настоящего автора колокольни остается до конца невыясненным, поскольку её реальный облик совершенно не соответствует хранящейся в архивах документации, а сама колокольня была построена, как сообщали Московские церковные ведомости, высотой всего в 33 сажени, что было на 9 метров ниже заложенного проектом. Можно предположить, что после утверждения проекта, заказчик самовольно отказался от него в пользу иного.

Заслуживает внимания тот факт, что колокольня при скромном сельском храме на Ивановой горе удивительно схожа по архитектурному решению и высоте с колокольней Харьковского Благовещенского Кафедрального собора, построенного в 1888 – 1901 гг. по проекту профессора М. И. Ловцова. Вероятно, Д. М. Хутарев, бывавший в Харькове по делам закупки шерсти, имел случай общаться с Ловцовым. Не приглянулась ли для для интересующегося строительством подобного рода сооружений купца архитектура колокольни городского собора, находящегося в то время еще только в процессе возведения? Приведем полностью описание стиля Ловцова из книги «Свято-Благовещенский Кафедральный Собор. К столетию освящения» (Харьков, 2001 г.), т. к. оно как нельзя лучше подходит к колокольне на Ивановой горе: «Здания, сооруженные Ловцовым, отличаются чертами, характерными для важного этапа в развитии архитектуры, известного под общим названием «эклектика». Особенностью этого этапа являлось использование форм разных стилей прошлого в сочетании с достижениями строительной техники ХIХ в. М. И. Ловцов был в числе создателей т. н. русско-византийского стиля, кроме того, творчески применяя формы отечественного архитектурного наследия, он вносил в них элементы романо-готического зодчества и входившего в моду рационализма. Об этом свидетельствует колокольня, которая своими конструктивными формами и, особенно, своим необычным завершением напоминает колокольни Петро-Павловского собора Санкт-Петербурга.»

Во время строительства были неординарными способами решены ряд технически сложных инженерных задач. Например, для доставки кирпичей и раствора на верхние ярусы вокруг колокольни были установлены леса такой ширины и прочности, что по ним могла подняться лошадь с телегой, а затем, развернувшись, спуститься. Начатое в 1895г. строительство было закончено в в1899г. Освятили колокольню настоятель Давидовой пустыни иеромонах Валентин и настоятель храма священник Петр Лебедев.
На средства Д. М. Хутарева на Ивановой горе была так же выстроена и открыта первая в округе церковно-приходская школа (1866г.). Сохранилось известие, что ученики школы в количестве 83 человек ходили со священником П. И. Лебедевым в паломничество в Давидову пустынь, где им были предложены ночлег и трапеза. В 1914 г. была завершена постройка корпуса богадельни, которая, как и здание школы, был выполнен из красного кирпича с белыми деталями в русском стиле. Весь комплекс был окружен того же стиля оградой с башенками, благодаря чему получился весьма выразительный архитектурный ансамбль с яркой доминантой колокольни.

Век ХХ

Ктитор и церковный староста Д. М. Хутарев не дожил до окончания строительства колокольни, он скончался в 1897г. и был погребен в крипте южной часовни (она стала семейной усыпальницей Хутаревых). В честь небесного покровителя Диомида Митрофановича во втором этаже колокольни собирались устроить церковь св. мч. Диомида. Но храм освятить не успели: работы по благоустройству его внутреннего пространства прервала начавшаяся в 1914 г. война. Здание богадельни практически сразу по завершении его строительства было отдано под военный госпиталь.
Последующие десятилетия ознаменовались жесточайшими гонениями на Церковь. Ансамбль на Ивановой горе постигла участь большинства российских храмов и монастырей. Сердце его — церковь Иоанна Предтечи, — была разрушена в 1936 г., внутреннее убранство часовен уничтожено, усыпальница разграблена, захоронения осквернены, кладбище в церковной ограде, где захоронения велись с незапамятных времен, срыто. Узнав о вскрытии вандалами усыпальницы, семья Хутаревых передала деньги местным рабочим с просьбой перезахоронить прах Диомида Митрофановича на близлежащем кладбище, но могила благотворителя всей округи там не обнаружена. 550-ти пудовый колокол не дожил до 550-летнего юбилея преставления преподобного Сергия: был сброшен с крутого склона горы в реку.
Светлую краску в скорбную картину варварского разорения вносит то, что школа на Ивановой горе продолжала существовать и после закрытия храмов в советское время. Учебные классы были оборудованы в корпусе богадельни. Школа называлась именем русского писателя В. Л. Короленко и первой в районе стала давать учащимся среднее образование. В послевоенные годы территорию бывшего храмового комплекса занял детский дом, а затем — примерно с 1961г. — психиатрическая больница.
Среди запустения великолепная колокольня, ярусы которой уже «украшали» молодые деревца, смотрелась фантастично. Как гордая византийка, она стойко и величественно несла свой кованый ажурный крест почти до конца советской эпохи. Последние годы крест медленно кренился, раня сердца окрестных жителей немым криком о помощи, и рухнул 15 августа 1985 г., серьезно повредив северную часовню. Вскоре за крестом рухнул и шпиль. Четверть века обезглавленная колокольня разрушенной церкви Иоанна Предтечи — пророка покаяния — являла собой зримое воплощение его пламенной проповеди, обращенной ко всем нам.
Психиатрическая лечебница покинула Иванову гору в 1997 г., и уже в 1998 г. здесь был зарегистрирован церковный приход.

Современность 

К началу ХХI в. архитектурный ансамбль на Ивановой горе, точнее то, что от него осталось, юридически был передан в пользование Русской Православной Церкви. Он признан вновь выявленным (!) памятником местного значения: сохранились небольшое здание церковно-приходской школы, корпус богадельни, часть ограды с северо-западной башенкой и величественная пятиярусная колокольня с двумя фланкирующими ее часовнями. Даже утратив шпиль и крест, колокольня по-прежнему царит над местностью. Она венчает высокий холм над рекой, и, кажется, только две часовни, увенчанные шлемовидными главами, удерживают на земле ее устремленную ввысь вертикаль, придавая силуэту прочное основание, ощущение незыблемости, связи с вечностью.
Википедия колокольню на Ивановой горе включает в список самых высоких колоколен мира. Среди сельских (не городских и не монастырских) колоколен она стоит на второй позиции, после звонницы церкви Петра и Павла села Поречье-Рыбное Ростовской области. А в Подмосковье она по высоте уступает только колокольне Троице-Сергиевой Лавры и знаменитому Ивану Великому, что в Московском Кремле.

За восстановление церковной жизни, возвращающей смысл и жизнь тому, что было создано на Ивановой горе нашими благочестивыми предками, взялись клирики и община московского храма Покрова Пресвятой Богородицы, что на р. Городне (близ станции Покровская Курской железной дороги). Теперь здесь — патриаршее подворье, и в 2004 г. вновь освящен церковный престол во имя Рождества Святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Храм устроен в левом крыле здания богадельни, которое достаточно хорошо сохранилось. Богослужения совершаются регулярно по субботам, воскресеньям и в дни церковных праздников. На обрывистом спуске к Наре прямо под колокольней издавна был святой источник, и теперь он вновь обустроен и освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. Игумен земли Русской и сегодня не оставляет молитвами это святое место.
На территории патриаршего подворья с 2000 года ведутся реставрационные работы. За эти годы укреплены обветшавшие перекрытия колокольни, приведен в порядок внешний вид часовен и единственной сохранившейся, северо-западной, башенки ограды (теперь ее украшает флюгер с силуэтом витязя на коне). Частично отремонтированы здания школы и богадельни. Памятным деревянным крестом и мраморной плитой отмечено место утраченной могилы последнего настоятеля Предтеченского храма протоиерея Петра Лебедева. Он был погребен за алтарем несуществующего ныне храма, и каждый входящий в церковную ограду может почтить его память. Отрадно видеть эти изменения после стольких лет запустения. Уже изготовлены шпиль и 5-метровый крест для колокольни, и уже в скором времени крест — этот символ воскресения и победы над смертью — воссияет солнечным светом над окружающим миром.
Верится, что рано или поздно Иванова гора вновь огласит округу колокольным звоном, но проект колоколов, как и план воссоздания разрушенного храма Рождества Иоанна Предтечи ныне существует лишь в самых смелых мечтах прихожан патриаршего подворья. Фундаменты церковного здания, которым через несколько лет исполнится 3 века, скрыты слоем земли и ждут благотворителей, подобных Диомиду Митрофановичу Хутареву, которым дорога память об этой святыне. Ангелы, как и столетия назад, осеняют это место, и их присутствие ощущает каждый ступивший в ограду Предтеченского храма.

Список литературы

  1. Прот. О. Пэнэжко. Г. Серпухов. Храмы Серпуховского района. 2003
  2. А. В. Гудзь-Марков. История Серпуховского и Оболенского Уездов. Москва, 2003
  3. В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст., вып. 9 (Волоколамская и Серпуховская десятины). М., 1896, с. 152
  4. Н. Бруннек. Край Серпуховский – край родной. Серпухов, 2004
  5. Н.С Борисов. Сергий Радонежский. М., Молодая гвардия, 2009
  6. С. Коваленко. Иванова гора ждет колокольного звона. Ока-Инфо. 29.09.2008

Ирина Долголенко, 2010г.

Добрый пастырь

Печать

Воспоминания Наталии Литмановой, правнучки последнего настоятеля Иоанно-Предтеченского храма о. Петра Лебедева.

Добрый пастырь с Ивановской горы.

17 декабря 1893 года в храме Рождества Иоанна Предтечи, на погосте Ивановской горы Серпуховского уезда появился новый священник. Это был иерей Петр Иванович Лебедев.
Родился будущий ревностный пастырь 15 июня (ст.ст.) 1857 г. и был крещен 21 июня в Покровской церкви села Лысцово Коломенской округи Московской епархии. Мальчик рос в семье благочестивых родителей, принадлежавших к духовному сословию. Его отец — Иван Петрович Лебедев — был дьячком сельской церкви, мать — Елисавета Симеоновна Лебедева (урожденная Лысцовская) — происходила из семьи потомственных священнослужителей (1). У супругов Лебедевых было пятеро детей, двое из которых умерли во младенчестве. Петр был вторым ребенком, младшей была его сестра Клавдия. Дядей отца Петра, братом Ивана Петровича, был выдающийся ученый богослов Алексей Петрович Лебедев.
Алексей Петрович Лебедев (1845-1908) – магист богословия, известный ученый, посвятивший свою жизнь только науке. С 1880 по 1905 г. преподавал в Московской Духовной Академии. С 1905 года, уже будучи экстраординарным профессором, заведовал кафедрой на историко-филологическом факультете Московского Университета. К 1905 году вышли в свет 10 томов его трудов «История Церкви». Позднее были напечатаны еще два тома.

Петр Лебедев, окончив духовное училище, поступил в Вифанскую духовную семинарию. По окончании семинарии Петр Лебедев некоторое время исполнял должность надзирателя московского Мещанского училища, а позднее стал учителем народной школы в Волоколамском уезде Московской губернии. В сентябре 1879 года Высокопреосвященнейшим Митрополитом Макарием он был определен во псаломщики в московскую Троицкую единоверческую церковь. Тогда же 14 октября Петр Иванович обвенчался с дочерью диакона Всехсвятского единоверческого девичьего монастыря Татиане Григорьевне Соколовой (1851-1910) — потомственной почетной гражданке (2). В Москве у Лебедевых родились две дочери — Елисавета и Екатерина.
29 июня (ст.ст.) 1884 года Петр Иванович Лебедев был рукоположен во священники и определен на служение в Михаило-Архангельскую единоверческую церковь в Михайловской слободе Бронницкого уезда Московской губернии. Здесь у них родились еще трое детей – Виктор, Варвара и Иоанн. Одной семьей с ними жили Клавдия, родная младшая сестра батюшки, и Мария, сестра матушки, помогавшие вести хозяйство. 17 декабря 1893 года Высокопреосвященнейшим Митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) отец Петр был перемещен к Иоанно-Предтеченской церкви погоста Ивановской горы Серпуховского уезда Московской епархии (3).
На новое место переехали всей большой семьей. На горе перед храмом был тогда пустырь. Отец Петр купил эту землю, построил на ней дом, сам насадил большой сад: 30 яблонь со стороны церкви и 20 — с другой, а также вишню, смородину, малину. Все было посажено аллеями. Кроме того отец Петр для пропитания большого семейства завел домашний скот – лошадь, корову, овец, коз, держал кур, уток, занимался пчеловодством. Под горой в тех местах протекала река Нара, а чуть поодаль находился святой источник преподобного Сергия Радонежского. Справа, за оградой храма, стоял двухэтажный кирпичный дом, в котором располагалась богадельня. Одно из помещений в этом доме занимал директор местной школы (после революции он станет председателем райсовета). Напротив храма находился дом диакона. На месте нынешней водокачки стоял деревянный дом, где жили просфорня и уборщица с семьей, у которых был свой сад. Сад батюшки и их сад соприкасались.(Из воспоминаний внука отца Петра Лебедева – Владимира Сергеевича Казанцева (†2010 г.))

На этом святом месте началось пастырское и миссионерское служение отца Петра. Он вел постоянную духовно-просветительскую работу как среди местных крестьян, так и среди фабричных рабочих. Начинался упорный кропотливый труд в условиях, которые можно назвать «симфонией властей». Духовный пастырский труд взял на себя отец Петр Лебедев, материальную поддержку богоугодным делам оказывали владельцы находившейся неподалеку суконной фабрики Хутаревы. Без их помощи просветительство в больших масштабах было бы невозможно.
В соответствии с Высочайшим Указом и по распоряжению Духовной Консистории в приходе Иоанно-Предтеченской церкви в конце XIX — начале XX века при деятельном участии о.Петра открылись новые школы: в Нижних Велемях, в деревне Глубоково и в Верхних Велемях — школ грамоты, в деревне Городеновской — церковно-приходская школа, где заведующим и законоучителем стал сам отец Петр.
«Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III» открыло бесплатную библиотеку, духовный надзор над которой возложили на отца Петра Лебедева. Наиболее востребованными были книги исторического и религиозно-нравственного содержания. Ежегодно с октября по Пасху при фабрике Хутаревых регулярно проводились вечерние чтения на религиозно-нравственные, исторические и бытовые темы. Отец Петр Лебедев состоял членом серпуховского отделения Епархиального училищного совета. Одиннадцать лет он был духовным следователем 2го Серпуховского уезда, твердо пресекая всякие проявления греховной нетрезвой жизни. Известно, что до прихода батюшки в храме на Ивановской горе по разрешению Московской Духовной Консистории в праздники торговали крепкими напитками (4). В 1910 году в Иоанно-Предтеченском приходе открыли Общество (братство) трезвости, которое возглавил сам настоятель храма — отец Петр Лебедев. В феврале 1911 года отца Петра назначили благочинным 2го округа Серпуховского уезда. В округе тогда было девятнадцать церквей (см. дополнение 1). К тому времени отец Петр уже овдовел. Его дети получили духовное образование. Сыновья, окончив в Москве духовное училище и Московскую духовную семинарию, и дочери, закончив Филаретовское Епархиальное женское училище, — по примеру отца самоотверженно служили делу народного просвещения в разных школах Московской Епархии. Одна из дочерей — Екатерина — оставалась с отцом и была помощницей батюшке, пока не вышла замуж и не уехала (см. дополнение 2).
«Батюшка благочинный» — так к нему обращались — имел приятную благообразную внешность, отличался добрым нравом, образованностью и высокой культурой (см. дополнение 3). Он хорошо разбирался в медицине, отдавая предпочтение гомеопатии. Говорили, что из него получился бы прекрасный врач.
Отец Петр был строг, но справедлив, не терпел кляуз и никогда не жаловался. Он был большим знатоком и любителем книг. В его доме была собранная им богатейшая библиотека, в которой было много редких, древних и старинных книг, в основном религиозного и исторического содержания. Эту уникальную библиотеку батюшка собирал всю жизнь — не только для себя: ей могли пользоваться все желающие.
Когда дети отца Петра обзавелись семьями, то съезжались к отцу и дедушке на лето. Внучка отца Петра Зоя Канардова (†2008г.) позднее вспоминала, что как бы поздно не ложилась она спать и как бы рано не вставала, никогда не видела дедушку отдыхающим и не знала, спал ли он вообще. Впрочем, много трудились все домашние — кто на скотном дворе, кто на огороде и в саду, кто в доме, благо работы было хоть отбавляй. Примером для всех служил сам батюшка, который трудился, не покладая рук с утра и до глубокой ночи. В какое бы время к нему не приходили с просьбами, он садился на своего любимого рыжего мерина Ваську и ехал помочь нуждающемуся. А когда наступала пора сенокоса, батюшка трудился наравне с крестьянами. Все знавшие батюшку любили и почитали его, нередко к нему приезжали за советом и помощью из других городов. В престольный праздник Иванов день, когда Православная церковь вспоминает Рождество Крестителя Господня Иоанна Предтечи, из Москвы приезжал известный бас Пирогов, певший в столице в Большом театре, а здесь у отца Петра он вместе с певчими вставал на клирос. В этот день из Серпухова привозили много разнообразных товаров и в бору устраивали для народа большую, богатую ярмарку-гулянье. В день празднования памяти Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (Петров день) из Москвы приезжал архиерей в сопровождении протодиакона — поздравить благочинного и настоятеля храма отца Петра с днем Ангела. После торжественного праздничного богослужения и поздравлений маститого пастыря празднование также продолжалось гуляниями в бору.
Такой же праздник состоялся на Ивановской горе 29 июня 1914 года, а через месяц в том роковом для России году началась Первая Мировая война и вся русская жизнь — народная и церковная — пошла по другим путям. На Ивановской горе в здании богодельни открывают лазарет для раненых и больных воинов Русской Армии — самый большой во 2ом округе Серпуховского уезда. Этот лазарет существовал в основном на средства церкви Иоанна Предтечи и доброхотных жертвователей, среди которых самыми щедрыми были местные фабриканты Хутаревы (5). В это время старостой (ктитором) храма был 33-летний Василий Андреевич Хутарев -подпорутчик артиллерии, кавалер Ордена Святого Станислава 3 степени, потомственный почетный гражданин, попечитель школ грамоты Серпуховского уезда. Староста и настоятель Иоанна Предтеченского храма отец Петр Лебедев принимали самое деятельное участие в судьбах раненых и больных воинов, постоянно оказывая им материальную помощь и духовную поддержку.
За свое многолетнее усердное служение у Престола Божия, за миссионерские труды и общественно-полезную деятельность отец Петр Лебедев неоднократно награждался как церковными, так и светскими властями. Архивные документы свидетельствуют, что в разные годы он был награжден и поощрен набедренником, скуфьею, серебряной медалью на Александровской ленте в память царствования императора Александра III, Библией от Святейшего Синода, камилавкой, наперстным крестом и сопричислен к ордену Святой Анны III степени (в настоящем списке приведены награды о.Петра, полученные им до 1914 года). Найденные в архиве документы, датированные 1914-1917 годами, свидетельствуют, что в это время отец Петр был уже протоиереем.

*    *    *

        После революции, когда началась коллективизация и местная власть оказалась в руках полуграмотных рабочих, именно отец Петр взялся обучать их правильному ведению хозяйства и агрономии. В хорошую погоду на крылечке вокруг него собирались эти великовозрастные ученики с тетрадками, прилежно внимая каждому его слову. Впоследствии многие из них ходатайствовали перед властями о сохранении храма, в котором отец Петр продолжал служить. И только в 1929 году старинный храм Иоанна Предтечи на Ивановской горе был закрыт и богослужение в нем прекратилось. Но до самой кончины его многолетнего настоятеля отца Петра закрытый храм не трогали. Каждое лето новые власти, организовав на Ивановской горе пионерский лагерь, размещали вожатых и детей в двухэтажном кирпичном доме рядом с храмом.

Несмотря на враждебное отношение новых властей к церкви, верующим и особенно к духовенству, отец Петр Лебедев их не боялся. Все поражались его открытым и прямым с ними отношениям. Несколько раз его забирали в местную ЧК, но по ходатайству односельчан и жителей округи отпускали. Однажды, когда отец Петр отсутствовал, в его доме разграбили его уникальную библиотеку. По другим свидетельствам, ее сожгли на его же дворе. Вскоре после этого отец Петр тяжело заболел. В последний год жизни всякий раз, когда его должны были забрать, батюшку заранее предупреждали и прятали добрые люди.(Из воспоминаний внучки отца Петра Зои Канарзовой (†2008).мм)

В октябре 1935го года отца Петра не стало. «Не стало нашего просветителя», — сокрушались в народе. Похоронили отца Петра напротив алтаря храма, в котором он прослужил почти сорок лет.

В 1937 году старинный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи на погосте Ивановской горы Серпуховского уезда взорвали. Ничего не осталось и от могилы отца Петра Лебедева. Пытались взорвать и колокольню, но мощное сооружение устояло, только фундамент треснул. Видимо тогда не хватило взрывчатки — вся была истрачена на храм, от которого камня на камне не осталось.

*    *    *

        Изучая архивные документы дореволюционного периода, ясно понимаешь, как постепенно, шаг за шагом, шел наш народ к безбожной революции. Метрические книги свидетельствуют, что в начале XX века росло число незаконнорожденных детей, их отдавали в приюты, где большинство младенцев вскоре умирали. Тем временем ненавидевшие православную Россию профессиональные революционеры готовились к перевороту самым тщательным образом.

В отчетах о состоянии промышленных заведений за 1915 и первую половину 1916 года можно обнаружить подробные сведения буквально обо всем, начиная с машин и до буханки хлеба, и полную инвентарную опись всего имущества и продуктов на складах, с указанием их местонахождения (7). Из отчета Нехорошевской второклассной женской школы в Серпуховскую Земскую Управу узнаем, что в 1903 и 1904 учебном годах в школе начата была «перестройка», в результате чего было сокращено: «уроков по русскому языку и славянских уроков вдвое, что сказалось на успеваемости учеников, что прислуга отказывалась передвигать котлы для приготовления пищи для учеников, отчего было сокращено почти вдвое количество учащихся».(8) Архивные дела, как например, дело Московской Духовной Консистории о разрешении выставки-продажи крепких спиртных напитков на церковной земле, свидетельствует о падении нравственности в народе (9).
И пожалуй, о самом печальном — об отсутствии должного религиозного воспитания православных детей в местных земских школах — свидетельствует следующий архивный документ: «печально, что из числа 79 благочинных округов только 28 благочинных озаботились исполнением распоряжения Епархиальной власти по столь важному предмету, как религиозное воспитание детей школьного возраста. Консистория требует исполнения указанного распоряжения.
Митрополит Макарий. Ноябрь 1915го года.»(10)

И наконец — еще один архивный документ: « По указу Его Императорского Величества о назначении в действующую армию священства» от благочинных Серпуховского уезда никто не изъявил желания поступить в полковые священники(11). Этот о многом говорящий документ датирован декабрем 1916 года. Именно в это время в Церкви нашлись силы, которые в духе времени требовали «демократических» преобразований. Этому как могло противилось православное духовенство — благочинные и настоятели приходов. Так, на указ Московской Духовной Консистории от 4 апреля 1916 года за № 4773 собравшиеся на благочиннеческое пастырское собрание под председательством отца Благочинного 2 округа Серпуховского уезда священника Петра Лебедева 31 мая 1916 года написали письмо в Консисторию: «Что же касается мнения Московского столичного Совета о.о. Благочинных по вопросу о приходах, то Благочиннейшее собрание никаких поправок, изменений и дополнений не предложило. В частности по вопросу о выборном начале духовенства Собрание единогласно признало таковое начало недопустимым, в особенности, если избрание будет представлено малокультурным деревенским прихожанам. Далее идут 19ть подписей».(12)
Через несколько месяцев произойдет февральская революция и Россия на долгие годы погрузится в кровавый хаос. Приходит на память пословица: «Гром не грянет — мужик не перекрестится». И невольно задумываешься: была ли жива вера в поголовно крещенном русском народе и в среде православного духовенства накануне грядущей национальной катастрофы?! И как ни прискорбно, но остается фактом, что почти сразу после свершившейся революции в Духовную Консисторию посылалось множество писем от нижних церковных чинов с требованиями пересмотра их доходов и участия на равных в подсчете церковных доходов и их распределении. А, к примеру, в коллективном письме в Консисторию рабочие московского свечного завода требуют выдать им и к Рождеству дополнительный оклад, и к Пасхе дополнительный оклад, а далее, в зависимости от стажа, их зарплата должна удвоиться, иначе они не выйдут на работу(13).

В 1917 году Святейший Синод выделил из кредита чрезвычайной сметы в пособие духовенству весьма значительную сумму. Эти деньги достались в основном нижним церковным чинам. Так, благочинию 2 округа Серпуховского уезда было выделено 4624 рубля 59 копеек. Иоанно-Предтеченский приход на Ивановской горе получил 82 рубля 62 коп. Из них диакон Иоанн Пятикрестовский — 41руб.31 коп., псаломщик Михаил Соколов — 27 руб. 54 коп. Меньше всех получил настоятель храма протоиерей Петр Лебедев — 13 руб. 77 коп ().14
Так было положено начало уничижению православного духовенства. Но это было только началом перемен. Ниже приводим найденный в архиве документ, характеризующий эти перемены. Это приложение к докладу протоиерея С.К.Махаева о его поездках на благочинническое собрание: «Считаю долгом присовокупить, что духовенство уполномочивало меня доложить в Церковное Управление их ходатайство о выяснении правового положения духовенства в деревне.
1. Согласно существующим законоположениям бывшие помещичьи и церковные земли поступают в фонд бедноты, но на самом деле они все распределяются между крестьянами — по едокам, а бедноте предоставляется по одной десятине на дом, независимо от количества едоков, так же распределяются и полосы: — для крестьян — по едокам, для бедноты — по одной «косе» на дом. А между тем все без исключения налоги, даже на ценность имущества распределяются по домам — поровну, независимо от количества скота, инвентаря, едоков и т.д. Служителям культа, желающим возделывать землю собственными силами, дается таковой наравне с означенной беднотой, с несением всех означенных несправедливо распределяемых налогов. Если же они желают иметь надел земли, в количестве достаточном для прокормления семьи, им предложено снять сан.
2. Глубокие старцы из духовенства ставят вопрос об освобождении от трудовых повинностей и натуральных, связанных с тяжелым трудом (как-то пилка дров, подвоз их к станции, школам, подвоз грузов и т.д.).
3. Большинство просит помочь в борьбе с кулацкими элементами и лицами открыто заявляющих о своих атеистических убеждениях, и тем не менее заявшими в церковные советы и бесконтрольно распоряжающимися как церковными суммами, так и церковными делами.
Протоиерей Сергей Махаев» (15).
Этот документ датирован 1922 годом. Впереди и духовенство, и верующих, и весь наш народ ожидали беды и испытания еще более страшные — за отступление от Бога.
Фабрика Хутаревых после революции продолжила свое существование под новым присвоенным ей в 1917 году в духе времени названием – «Пролетарий». Во время Великой Отечественной войны она пережила эвакуацию в Казахстан. Пережившие войну очевидцы рассказывают, что над Ивановской горой часто летали немецкие самолеты, но на нее не упало ни одной вражеской бомбы. Может быть, это Сам Господь, Иоанн Предтеча и преподобный Сергий хранили это святое место.

С недавнего времени, после долгого перерыва, в старинной фабрике Хутаревых вновь открыто чулочно-носочное предприятие.

*    *    *

        В 1990 году мы с сестрой решили посетить Ивановскую гору. Первые впечатления были удручающими: полуразрушенная колокольня, котлован с обломками кирпичей, люди, разгуливающие в полосатых пижамах — здесь тогда размещалась психбольница. И только необычайная красота этих мест да мирно живущие на колокольне черные вороны несколько сгладили тяжелое впечатление.
В начале нового тысячелетия снова появилось у нас желание съездить в памятные места на Ивановскую гору. А приехав, мы не поверили своим глазам: новая ограда, на ней табличка: «Патриаршее подворье на Ивановской горе». Около полуразрушенной колокольни аккуратно сложенные кирпичи и другие строительные материалы. Как вскоре выяснилось, было принято решение восстановить уникальную Ивановскую колокольню. Труды по восстановлению колокольни взял на себя храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Городне (Москва). Общее руководство восстановительными работами возложили на настоятеля Покровского храма — отца Евгения Жиганова и старосту Валентину Алексеевну Милохову. Когда началось восстановление, сюда из Серпухова в дни церковных праздников приезжал священник, служил молебен и панихиду. Теперь здесь постоянно находится отец Сергий Мельникас. Богослужения он совершает в домовом храме.
Первая Божественная литургия была совершена в день празднования Рождества Христова в 2004 году. И снова, как сто лет назад, православный народ стекается на Ивановскую гору.

*    *    *

Пришлось мне прошлым летом потрудиться педагогом в младшей группе детского лагеря от киностудии им. Горького, который находился в тех местах. Вела кружок лепки. Лепили из пластилина и красной глины, той самой, из которой Диомид Митрофанович Хутарев построил свою знаменитую фабрику и жилые дома для рабочих. Дети сами выкапывали слои красной глины и такие радостные, счастливые несли ее в лагерь и лепили, лепили… Такое чудо! А однажды мы с детьми пошли на экскурсию на Ивановскую гору. Ребятишки захотели оставить что-нибудь на память об этих чудных местах: рисовали колокольню и разгуливающих около нее гусей, зорко смотрящих вокруг, кота, поле, реку, крест над восстановленным надгробием последнего настоятеля Иоанно-Предтеченского храма отца Петра Лебедева и, конечно, наши любимые березки. Писали стихи. А одна девочка лет девяти написала:

«Россия, родина моя,
Люблю тебя как солнце ясное,
Люблю тебя как мать родную,
Люблю тебя как жизнь свою»!

И как знать, может, им, непослушным, кажущимся порой неисправимыми, и дано будет постигнуть Божий Промысел о России и возродить ее былую красоту и величие. Ведь нет ничего невозможного у Бога.

Москва, 2003- 2010гг

Дополнение 1
В Благочиние 2го округа Серпуховского уезда входили следующие села и погосты:
1. Преображенская, села Темни;
2. Зачатьевская, села Лопасня;
3. Христо-Рождественская, села Сенина;
4. Михаило-Архангельская, села Нехорошего;
5. Иоанна-Предтеченская, погоста Ивановской горы;
6. Успенская, села Кузменок;
7. Николаевская, села Кулакова;
8. Кресто-Воздвиженская, села Лукина;
9. Спасская, села Рай-Семеновского;
10. Георгиевская, села Капустина;
11. Иоанно-Милостивская, села Ивановского;
12. Николаевская, погоста Ровок;
13. Николаевская, села Стремилова;
14. Михаило-Архангельская, села Хлевина;
15. Владимирская, села Бородинского-Дубны тож;
16. Троицкая, села Никажели;
17. Христо-Рождественская, села Рождествена на Черничне;
18. Скорбященская, погоста Бобровок;
19. Иоанно-Предтеченская, села Садков.

Из книги «Список церквей Московской Епархии за 1912-13 гг. по сорокам»

Дополнение 2
Екатерина (1882-1951гг.) — дочь батюшки, потомственная почетная гражданка, обвенчалась 24 октября 1910 г. с Сергеем Константиновичем Казанцевым (1880 – 1924 гг.), законоучителем и псаломщиком Московской Николаевской церкви у Московских ворот, окончившего Вифанскую и Московскую духовные Семинарии. После революции он примет сан священства и будет служить в храме Сошествия Святаго Духа на Апостолов на Лазаревском кладбище Москвы. Там же и похоронен.
Старшая дочь батюшки – Елисавета (1880 – 1930гг.), вышла замуж за псаломщика церкви при Епархиальном свечном заводе Канардова Ивана Ивановича (1869 – 1931гг.), сына священника, в дальнейшем ставшего диаконом.

Брат Ивана Ивановича — Петр Иванович Канардов (1879 – 1937гг.) – настоятель храма Большого Вознесения на Гороховом поле (ул. Радио в Москве). Был уведен работниками НКВД прямо со службы «26декабря 1936го года за контрреволюционную агитацию, сослан в Казахстан на 5 лет. Ссылку отбывал ст. Щербакты Цурюпинского района Павлодарской области. Арестован в Щербакты 18 ноября 1937го года. 25 ноября 1937гогода заседанием тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области вынесено постановление: Канардова П.И. расстрелять. Приговор приведен в исполнение 28 ноября 1937го года в 2 часа ночи. Место погребения неизвестно». (Архив ДКНБ по г. Павлодару и Павлодарской области. Дело №01657). В 2000 году причислен к лику святых.

Третья дочь отца Петра Варвара (1887 – 1964гг.) вышла замуж за учителя, позднее ставшего директором Спас-Темнинской земской школы – Сергия Чистякова, погибшего на фронте в 1943 году.

Сын отца Петра – Иоанн (1891 — 1975гг.), учитель Петровской земской школы Серпуховского уезда, вскоре ставший директором. Женился на учительнице этой же школы Анне Михайловне Федосовой, которая заболела туберкулезом, из-за чего им пришлось уехать в Краснодар для лечения.
Один из сыновей отца Петра – Виктор, умер в возрасте 28 лет в 1912 году.

Дополнение 3
Внук батюшки Алексей Канардов († 1996г.) вспоминал: «Дедушка был красивый, благородный и одаренный человек. Помогал всем нуждающимся бескорыстно. В 1917 году отпавшие от церкви и Бога крестьяне и рабочие во главе с Председателем райсовета, приходившие раньше к отцу Петру за помощью, советом и благословением, ворвались в дом и во двор выбросили все, что смогли, из имущества и пожитков семьи священника. И все это сожгли у него на глазах. Чуть позднее начались доносы».

Примечания.
1. ЦИАМ, фонд 203, опись 745 т.3, дело 2007.
2. ЦИАМ, фонд 203, опись 768, дело 19.
3. ЦИАМ, фонд 1371 опись 1, дело 13.
4. ЦИАМ, фонд 203, опись 674, дело 179.
5. ЦИАМ, фонд 203, опись 759, дело 2169.
6. ЦИАМ, фонд 203, опись 780, дело 5008.
7. ЦИАМ, фонд 194, опись 2, дело 158.
8. ЦИАМ, фонд 194, опись 2, дело 95.
9. ЦИАМ, фонд 203, опись 674, дело 179.
10. ЦИАМ, фонд 203, опись 759, дело 1909.
11. ЦИАМ, фонд 203, опись 759, дело 406.
12. ЦИАМ, фонд 203, опись 759, дело 593.
13. ЦИАМ, фонд 203, опись 759, дело 568.
14. ЦИАМ, фонд 203, опись 757, дело 3662.
15. ЦИАМ, фонд 2303, опись 1, дело 278.

Ведомость о церкви

Печать

На бланке Московской Синодальной Типографии
Ведомость о Церкви
Рождества Святого Иоанна Предтечи, что на погосте Ивановой Горы, Серпуховского уезда, за 1907 год.

1. Настоящая построена в 1722 г. Старанием настоятелей Серпуховского Высотского монастыря, а приделы и колокольня в 1856 г. старанием прихожанина и ктитора – крестьянина деревни Верхние Велеми Диамида Митрофанова Хутарева. В 1891 г. обнесена каменною оградою с железными решетками. На средства означенного ктитора Д.М. Хутарёва. На его же средства в 1899 году построена новая в 33 саж колокольня с двумя при ней усыпальницами для рода Хутарёвых.
2. Зданием каменная; крепка, покрыта железом.
3. Престолов в ней три:
а) в настоящей во имя Рождества Св. Иоанна Предтечи; в приделах: б) на правой стороне – во имя Успения Богоматери и в) на левой стороне – во имя Св. Николая Чудотворца.
4. Утвари достаточно.
5. Причта положено в 1888 г. священник и псаломщик; в настоящее время причт состоит из из трёх членов: священника, диакона-псаломщика и сверхштатного псаломщика.
6. Земли при сей церкви: усадебной 2150 кв. саж.; пахотной — 13 дес.1152 кв. саж.; сенокосной 8 дес. 30 кв. саж.; под лесом – 16 дес. 1555 кв.саж.; под кладбищем 2275 кв. саж.; под дорогами, неудобной и под рекою Нарою 5 десят. 2320 кв. саж.; всей земли 40 дес. 2282 кв. саж. Дела о сей земле никакого не производится; план есть владеют причта.
7. Дома у причта собственные деревянные, на церковной земле.
8. На содержание причта пожертвовано в разное время капитала на в поминовение семь тысяч шестьсот (7 600 р.) руб. Капитал сей в билетах: а., 2-х равно-доходных 4. За №123233 в 250 руб. и за № 148733 – во 100 р. в., Серпуховского Общественного Банка 5 % за № 16, 153, 163, 197, 409, 516, и 529 на 860 руб; г., по книжке Сберегательной Касс., за № 13437 – 1390 руб; д. билет Государственной Комиссии погашения долгов 3½% за №7183 – в 5000 руб. Получается в год %% 275 руб. 40 коп.
Содержание причта достаточное.
9. Здания принадлежащие сей церкви: два каменных сарая; построены в 1891 г. на средства ктитора Д.М. Хутарева.
10. Расстоянием сия церковь от Московской Духовной Консистории в 87-ми верст., а от местного благочиния в 12-ти верст.
11. Ближайшие к сей церкви: Спасская, — в селе Семёновском- Рай, — в 2 верст. И Христорождественская, в Телятьеве, в 3-х верст.
12. Приписной церкви нет.
13. Домовой церкви нет.
14. Опись церковному имуществу сделана в 1867 г. за шнуром и печатью Московской Духовной Консистории.
15. Приходо-расходной книги и журнал? свечной и кошельковой за шнуром и печатью Московской Духовной Консистории, выдан в 1907 г.; ведутся исправно и хранятся в целости.
16. Копии метрических книг с 1793 г. хранятся в целости.
17. Исповедные книги с 1859 г. хранятся в целости.
18. В обыскной книге, выданной в 1903 г. за шнуром и печатью Московской Духовной Консистории, писанных «99» листов, а неписанных «101» лист.

Священник Петр Иоаннов Лебедев 50 лет, родился в Московской епархии; из духовного звания; сын дьячка. Окончил курс наук в Вифанской Духовной Семинарии с аттестатом 2-го разряда 1878 году. Состоял надзирателем в Московском Мещанском училище с 1878 авг. 16.
Состоял учителем в Дрыхновской? начальной школе, Волоколамского уезда, с 1879 янв. 16.
Высокопреосвещеннейшим Митрополитом Макарием определён во псаломщика к Московской Троицкой единоверческой церкви с 1879 сент 17.
Произведен в священника Михайло-Архангельской единоверческой церкви, в селе Михайловской Слободы, Бронницкого уезда, 1884 янв 29.
Ставленую грамоту имеет.
Высокопреосвященнейшим Митрополитом Сергием перемещен на настоящее место 1893 дек 17.
Указ имеет.
Состоит заведующим и законоучителем: Городенковской одноклассной церковно-приходской школы с 1894 янв 19.
Верхнее-Велемской школы грамоты с 1899 сент 23.
Глубоковской школы грамоты с 1901 окт 6.
Нижнее-Велемской школы грамоты с 1906 окт 1.
Ведет народные религиозно-нравственные чтения по воскресным и праздничным дням с 1894 янв 19.
Господином Московским Губернатором возложен надзор за народной библиотекой Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, открытое в сельце Городенках при фабрике Хутарева с 1898 сент 15.
Состоит духовным следователем благочиния 2-го округа с 1900 авг 5.
Состоит членом Серпуховского отделения Епархиального училищного совета с 1904 авг 23.
Высокопреосвященнейшим Митрополитом Иоанникием награжден набедренником 1890 мая 20.
Имеет серебряную медаль на Александровской ленте в память царствования Государя Императора Александра III с 1897 янв 30.
Высокопреосвященнейшим Митрополитом Сергием награжден фиолетовою скуфьею 1897 дек 3.
Училищным Советом при Святейшем Синоде за усердие и ревность по благоустройству в приходе, церковно-приходских школах награжден книгою «Библия» от Святейшего Синода выдаваемою, 1901 мая 11.
Святейшим Синодом награжден камилавкою 1904 апр 14.
В семействе у него жена Татьяна Григорьевна 50 лет.
Дети их: Екатерина 24 лет; окончила курс в Нехорошевской второклассной школе в 1902 г.; состоит учительницею в Ведерницкой церковно-приходской школе, Дмитровского уезда;
Виктор 23-х лет; окончил курс в Московской Духовной Семинарии со званием студента в 1905 г.; состоит надзирателем Перервинского Духовного училища с сентября 1905 г.
Варвара 20-ти лет; окончила курс в Филаретовском епархиальном училище в 1905 г.; состоит учительницею Ангеловской церковно-приходской школе, Московского уезда;
Иоанн – 16-ти лет; обучается во II классе Московской Духовной Семинарии.
Сестра священника дочь умершего дьячка села Мисцева?, Коломенского уезда, девица Авдотья Иванова Лебедева 46-ти лет; живет у брата; получает пособие из попечительства о бедных духовного звания 21 руб. в год.
Недвижимого имения ни у самого, ни у жены его, нет. Ни с кем ни в родстве. Судим и штрафован не был; под судом и следствием не состоял.

Диакон-псаломщик Иоанн Стефанов Пятикрестовский 65-ти лет; родился в Московской епархии; из духовного звания; сын дьячка.
Окончил курс в Коломенском духовном училище.
Преосвященнейшим Леонидом, Епископом Дмитровским, определен во дьячка к Преображенской, в селе Чудинове церкви, Серпуховского уезда 1862 окт 19.
Из Чудинова перемещен в село Никулино, Подольского уезда, в пономари 1864 марта 16.
В Никулине произведен во дьякона на вакансии псаломщика 1872 мая 25.
Из Никулина перемещен на настоящее место 1875 нояб 8.
Ставленую грамоту и указ имеет.
Имеет серебряную медаль на Александровской ленте в память царствования Государя Императора Александра III 1897 янв 30.
В семействе у него жена его Анастасия Петрова 62-х лет.
Дети их: Михаил 36 лет; состоит священником при Успенской, в селе Кузьменках, церкви, Серпуховского уезда;
Татиана 31-го года;
Пелагея 22-х лет;
Параскева 20-ти лет; окончила курс в Филаретовском епархиальном училище в 1905 г.; состоит учительницею в Кишкинской церковно-приходской школе, Серпуховского уезда;

Недвижимого имения ни у самого, ни у жены его, нет. Ни с кем ни в родстве. Судим и штрафован не был; под судом и следствием не состоял.

Сверхштатный псаломщик Михаил Васильевич Соколов 65-ти лет; родился в Московской епархии; из духовного звания; сын дьячка. Обучался в Заиконоспасском духовном училище. По увольнении изнизшего отупления? в 1858 г. определен Преосвященнейшим Леонидом, Епископом Дмитровским, определен на настоящее место в пономаря 1861 авг 9.
Грамоту и указ имеет.
В семействе у него жена его Таисия Иванова 65-ти лет.
Дети их: Георгий 35 лет; женат; уволен из 1-го кл. Перервинского духовного училища в 1884 г.; служит по найму на фабрике Коншина в г. Серпухове.
Павел 30-ти лет; женат; уволен из 2-го кл. Перервинского духовного училища в 1891 г.; состоит телеграфистом на Московско-Курской железной дороге.

Недвижимого имения ни у самого, ни у жены его, нет. Отец местной просфорницы. Судим и штрафован не был; под судом и следствием не состоял.

Просфорница, — вдова псаломщика Крестовоздвиженской, села Лужки?, церкви, Серпуховского уезда, Анна Михайлова Царева? 45-ти лет.
Определена к сей церкви 1892 мая 22.
Дети ее: Константин 24 лет; состоит дьяконом в селе Ботурлине Серпуховского уезда;
Николай 22-х лет; Сергей – 20-ти лет; оба обучаются в II кл. Московской Духовной Семинарии на казенном содержании.

Недвижимого имения не имеет. Дочь псаломщика Соколова.

О прихожанах означенной церкви.

Васильевской волости

В каких местах и какого звания прихожане Число дворов Число душ На каком расстоянии от церкви, и нет ли препятствий в сообщении
Мужеск Женск
в сельце Городенки      

 

В одной версте

В 2-х верстах

В одной версте
Препятствий в сообщении нет

купцов 1 4 1
крестьян 34 92 110
Крестьяне в деревнях:      
Глубоково 96 295 289
Верхних Велемях 73 241 281
Нижних Велемях 37 92 123
Мещане и крестьянев общежитиях на суконной фабрике Хутарева 1 211 312
Итого 242 1015 1156

К сей ведомости священник Петр Лебедев руку приложил
Диакон Иоанн Пятикрестовский руку приложил
Псаломщик Михаил Соколов руку приложил

На этой же стр. другой рукой приписано: «Согнуло крест на колокольне 18. 4. 1967 г.»