ЧТО ТАКОЕ ОТПУСТ?

В богослужебном отношении отцами Церкви по внушению Святого Духа были установлены очень четкие и строгие рамки богослужения, которые начинаются определенным священническим возгласом и заканчиваются отпустом часто с благословением народа. Это сделано для того, чтобы отделить временные рамки богослужения от мирской суеты, чтобы человек внутри себя также бы отделился от юдоли земной и начал свое восхождение к Богу. Окончание богослужения всегда завершается отпустом (от слова «отпускать», т. е. теперь можно идти домой или на работу, заниматься своими делами).

Девяносто процентов времени православного богослужения священник проводит спиной к людям, лицом к Престолу Божию и к Горнему месту, потому что он – ходатай за народ перед Господом. От лица всех православных христиан священник ведет разговор с Небесным Отцом. Во время же отпуста архиерей или иерей поворачивается лицом к людям, выходит из алтаря на амвон и, словно бы от лица Господа, отпускает людей домой, благословляет их заниматься житейскими делами. Часто священник возносит над народом крест и благословляет паству. Если это литургийный отпуст, крест преподается для целования.

Отпусты бывают: великими, малыми, праздничными и отпустами Страстной седмицы.

МАЛЫЙ отпуст произносится после чтения часов, повечерия, полунощницы и малой вечерни.Он звучит следующим образом: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».

Примерно также звучит и ВЕЛИКИЙ отпуст, только он имеет несколько добавлений. После произнесения «молитвами Пречистыя Своея Матери» добавляется вставка дня. В понедельник это – «предстательством Честных Небесных Сил бесплотных». Поминаются Ангелы, так как понедельник – ангельский день. Во вторник – «святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», так как во вторник Церковью назначено ему поминовение. В среду и пятницу – «Силою Честного и Животворящего Креста Господня», ради поминовения Страстей Христовых и Его Крестной смерти. В четверг – «молитвами святых славных и всехвальных апостолов, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, Чудотворца», потому что именно эти святые поминаются в четверг. В субботу традиционно вспоминаются все святые, поэтому добавляется вставка «молитвами святых славных и всехвальных апостолов, светлых добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отцев наших». После одной из вышеупомянутых вставок в великом отпусте есть еще одна вставка: поминаются святые дня, которым Церковь установила поминовение в данную дату. Заканчивается отпуст словами «святых праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

В воскресные дни великий отпуст начинается словами «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…»

Отдельно следует выделить ПАСХАЛЬНЫЙ отпуст, который произносится от Светлого Воскресения Христова и до отдания Пасхи в среду перед Вознесением Господним. Он фактически повторяет тропарь Пасхи. Отпуст начинается так: «Христос, Воскресый из мертвых, смертью смерть Поправый и сущим во гробех живот Даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери…»

Есть также отпусты ПРАЗДНИЧНЫЕ, характерные для двунадесятых праздников.Они произносятся от самого праздника и до его отдания, т. е. несколько дней (в среднем около недели). Праздничный отпуст является обычным отпустом, только так же, как и в великий отпуст, в него добавляется вставка, говорящая о сути данного праздника. Например, отпуст Рождества Христова: «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…» или Дня Святой Троицы: «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш…» и т. д.

В дни Страстной седмицы также полагаются определенные отпусты, которые свидетельствуют о Страстях Христовых. Например, отпуст Великой Пятницы: «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш…»

И еще несколько слов об отпусте.

В нем есть очень важная нотка, которая высказана в священнической молитве первого часа. После того как священник испрашивает благословение Божие людям на жизнь, он говорит: «Да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный: и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих…» Т. е. призывается благословение Божие на то, чтобы выйдя из храма мы не забывали, что мы – православные христиане, ходящие пред лицем своего Бога; чтобы мы не погружались в житейскую суету с головой, но каждую минуту и каждую секунду помнили завещание святителя Василия Великого: конец исполнения заповеди Божией – вечная жизнь, нарушение – ее вечная смерть. Важно, чтобы не только богослужение, но и вся жизнь была дорогой к Богу.

Иерей Андрей Чиженко

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *