Три пути ведущие к спасению души.

Существует три пути, три варианта, ведущие к спасению души. О первом варианте рассказывается в Евангелии. Я имею в виду разбойника, который висел по правую руку от Христа. Кстати, что касается добрых дел… Разбойник ничего доброго не успел совершить. Напротив, его беззаконным делам не было предела. И он сам это подтвердил, когда произнёс на кресте:

«Достойное по делам своим принимаю».
Он ничего хорошего не совершил и, странное дело, какой ответ он услышал из уст Христа:

«Сегодня же будешь со мной в раю».
Какой путь спасения здесь показан? Если мы обратимся к учениям святых отцов, то найдём потрясающий ответ. Удивительный факт! Все известные нам святые считали высшим духовным достижением… Ни чудеса, ни откровения и ни добрые дела… А что же тогда?

Достижением они считали состояние искреннего раскаяния и смирения, то есть ощущение своего не достоинства оказаться там, в Царствии Небесном. Или, как ещё можно сказать, спастись.

Не дай Бог, конечно, кому-то попытаться пойти этим путём — путём разбоя или иного преступления, чтобы потом понадеяться на покаяние и войти в Царствие Небесное. Это очень специфический путь, и далеко не каждому он подходит. Но история христианства свидетельствует о том, что многие следовали именно таким путём.

Второй вариант. Как вы знаете, есть несколько категорий святых: мученики, преподобные, страстотерпцы, праведные…

Поговорим подробнее о праведных. Кто это такие? Это люди, которые стремятся жить по Евангелию, по правде. Сюда относятся дела милосердия, а также подвиги, как телесные, так и духовные. Праведность среди людей слывёт самым лучшим характером взаимодействий человека с окружающими его людьми, с миром в целом.

Прежде чем перейти к третьему варианту спасения, хочу ещё несколько слов сказать о праведной жизни. В чём её несовершенство? Каждый из нас способен проявлять милосердие в той или иной степени. Так ведь? Особенно, когда сочувствуешь человеку, оказавшемуся в беде. Иногда с понуждением, но всё же мы стараемся помочь ближнему своему, то есть совершаем добро.

Но, дело, видите ли, в том, что эти праведные действия могут не затрагивать наше нутро, нашу душу.

Поэтому третий вариант спасения (наиболее полноценный) заключается в искоренении своих страстей. Это, пожалуй, самая серьёзная и самая сложная работа. Дела милосердия совершать гораздо легче.

Апостол Павел писал:

«И, если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».
Праведные дела хороши тогда, когда они сопряжены с этим духовным подвигом — борьбой со своими страстями. То есть когда мы обращаем пристальное внимание на себя, на своё внутреннее состояние, на состояние своей души.

О соотношении второго и третьего варианта, о соотношении праведности и борьбы со страстями, замечательно указал святитель Игнатий Брянчанинов.

Он писал, что телесный подвиг (сюда относят дела милосердные, помощь ближним, поклоны, молитвы, посты), который не сопровождается духовным подвигом, более вреден, чем полезен, потому что в результате его с особой силой возникают тщеславие, зависть, ревность, гордыня…

То есть он указывал на ситуацию, когда мы акцентируем своё внимание только лишь на внешней стороне. То, что сейчас принято считать социальной деятельностью. Кажется, что человек помогает всем и вся, а его душа наполнена всеми страстями. А борьба со страстями не ведётся.

Вот в каких случаях бывают не полезны наши добрые дела. Когда они не сопряжены с искоренением своих страстей.

Об этом замечательно сказал святой Исаак Сирин:

«Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради неё, а рождающемуся от них смирению».
Вот, оказывается, для чего необходимы добрые дела. Для смирения. И если не будет смирения, то все добродетели и все труды оказываются напрасными.

Вот мы с вами и поговорили о том, когда наши добрые дела бывают тщетны, а когда, наоборот, крайне необходимы.

Алексей Ильич Осипов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *