НУЖНО ЛИ ИСПОВЕДОВАТЬ НЕСКОЛЬКО РАЗ ОДИН И ТОТ ЖЕ ГРЕХ?

Для того, чтобы ответить на вопрос, нужно разобраться в таких понятиях, как исповедь и покаяние. Следует заметить, что Церковь никогда не подходила к вопросу об исповеди и покаянию схематически. Покаяние – это таинство, стержнем которого есть тайна. Другими словами, то, что происходит между душой человека и Богом – сокровенно для постороннего взгляда. Поэтому священник всегда только свидетель и прощает грехи не он, а Сам Господь Бог.

Покаяние в переводе с греческого (метанойя) означает «изменение ума». В свою очередь, исповедь – это вербальный (словесный) акт совершившегося покаяния. Исповедь – это не просто признание своей вины, это острое желание изменить сложившуюся ситуацию. Это констатация иного отношения ко греху.

Так, святитель Иоанн Златоуст указывает, что в самом процессе покаяния собственно исповедь не занимает первое место. Великий учитель нашей Церкви говорит, что, прежде чем исповедовать грех перед лицом свидетеля, которым и является священник, надо:

во-первых, возненавидеть грех;
во-вторых, понять, что грех – это нарушение воли Божией;
в-третьих, грех приносит вред душе человека;
в-четвертых, нужно захотеть его исправить;
в-пятых, нужно его исповедовать Богу (в процессе говения, то есть подготовки к исповеди в присутствии свидетеля);
в-шестых, нужно исправление, то есть творение дел противоположных греху;
в-седьмых, никогда его больше не повторять (или, по крайней мере, постараться не повторять);
в-восьмых, не повторять даже в мыслях.

То есть, как видим, покаяние – это процесс, который, в принципе, занимает всю жизнь человека. А значит, если нет искреннего покаяния (желания изменить свое отношение к греху), то исповедь может либо быть вообще недействительной, либо может не иметь той силы, которая поможет человеку справиться с проблемой. Тогда, конечно, исповедовать надо.

В этом смысле исповедь можно сравнить с хирургической операцией. Человек приходит к врачу человек тогда, когда он ощущает боль, понимает, что жить с этой болью ему все труднее, знает, что она разрушает его организм, и желает получить исцеление.

Еще один важный момент состоит в том, что исповедь – это обнажение своей души перед Богом. Не надо думать, что это только слова и все. Вот от этих основных моментов и надо отталкиваться тогда, когда мы пытаемся дать ответ на вопрос «исповедовать ли грех еще раз?».

Чаще всего вопрос о том, стоит ли опять исповедовать грех, в котором человек покаялся много лет назад и который больше не повторяет, касается смертных грехов – убийств, абортов, блуда и тому подобного. Да, действительно, каждому священнику неоднократно приходится выслушивать исповеди людей, которые провели бурную молодость и изо дня в день (или от исповеди к исповеди) каются в том, чем занимались раньше, часто десятки лет назад. В этом случае имеет смысл обратить внимание на следующее.

Во-первых, такая зацикленность на прошлом может свидетельствовать о скрытом, латентном желании вернуть время своей молодости. Бывает так, что человек кается в грехах, которыми он продолжает услаждаться мысленно, пусть это и происходит даже невольно. Поэтому нужно четко понять, зачем все эти грехи повторять на каждой исповеди?

Во-вторых, приходится констатировать, что очень часто человек говорит о прошлых грехах, например, об абортах, только по той причине, что не видит грехов настоящих, например, не замечает, как все время ссорится с родными, брюзжит, ропщет, осуждает, раздражается и т.д. В этих ситуациях, конечно, священнику надо обращать внимание исповедующегося на эту проблему.

Другое дело, когда грех, даже несмотря на то, что человек его поисповедовал, продолжает обличать его совесть. В этих случаях исповедь, как обнажение своей души перед Богом, будет связана с желанием целиком и полностью победить свой грех, сделать свое сердце недоступным для него. Например, преподобный Макарий Египетский всю свою жизнь плакал о грехе воровства, который он совершил еще будучи ребенком, когда залез в сад за яблоками к своему соседу. Однако, еще раз подчеркнем, преподобный действительно каялся, то есть желал измениться, а не просто занимался самоистязанием.

Так что ответить на выше поставленный вопрос можно так: если грех продолжает мучить и привлекать, если чувствуешь, что его корни еще есть в сердце и душе, тогда борись с ним, при помощи исповеди в том числе. Но всегда помни о милосердии Божием и будь внимателен к козням врага, который пытается даже благое желание обратить во зло. Евангелие, совесть, внимание к своему духовному состоянию, желание измениться, советы духовника – все это, надеемся, сможет помочь подойти к исповеди правильно.

протоиерей Тарасий Забудько

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *