СМЫСЛ И ПОЛЬЗА ПОСТА.

Пост не является самоцелью. Это важное, но вспомогательное средство в начале христианской жизни, поэтому для каждого, начавшего ходить в храм, требуется рассуждение. Кто-то может начать поститься строго и сразу, с пониманием того, почему это надо, а для кого-то это будет вредно, пустит его по пути фарисейства и обрядоверия.

Соблюдение поста, дисциплина самоограничения имеет множество сторон: и послушание Церкви, и развитие навыка самоконтроля, и сбережение средств для милостыни, и много других. Очень важно чтобы верующий приступил к посту с сознанием того, почему и ради чего он это делает, откуда такой обычай, что в нем хорошего. Люди имеют разные способности и потребности. Кому-то достаточно знать, что это полезно для молитвы, кому-то важнее аспект послушания.

Пост – это приготовление к празднику, Пиру, когда полезно обратить пристальное внимание на себя и свою жизнь, взять бразды правления в свои руки и “убрать свой дом” – ограничить беспорядочную жизнь, расставить в ней всё по своим местам (в зависимости от важности), кое-что выкинуть вон, оглядеться по сторонам и установить или восстановить мир и братские отношения с ближними.

Цель поста – победа над грехом и жизнь с Богом. Пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди – не более чем диета. Христианин обязан и словом и делом свидетельствовать о своей вере во Христа как Бога и Спасителя. Сам Христос говорит о том, каким должен быть пост: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6).

Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше чем наше тело и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан – это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами. Вот пост это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям.

Как и любой подвиг, христианину не подобает выставлять свой пост напоказ, внешним видом показывать всем окружающим безмерную всемирную скорбь: я пощусь, не подходи ко мне. Наоборот, аскетическая монашеская литература называет пост «веселым временем», временем обновления, очищения души от мусора. Если мы с этим мусором себя не отождествляем, всей душой жаждем от него избавиться и войти обновленными в то пространство, в котором уже не мы своими незначительными усилиями стремимся приблизиться к Богу, а в котором Сам Воскресший Бог, уничтожив ад идет навстречу нам, тогда пост нам не может не принести радость.

Если говорить о посте как о воздержании от определенных видов пищи, то не каждому православному пост вменяется в обязанность. Не должен поститься ребенок, больной человек, если назначения лечащего врача предписывают вкушение скоромного, не нужно поститься беременным и кормящим женщинам.

Если воздерживаться от определенных видов пищи может не каждый и не каждому это полезно, то для того, чтобы не молиться, не каяться, не причащаться никаких объективных причин быть не может, ну а если у нас христианское состояние души, т.е. состояние ненависти ко греху и любви к ближнему, то это и дает основу и мотив для правильных поступков.

Пост не самоцель, и его устав есть устав монастырский. В семье, особенно, если кто-то из родных верующий, а кто-то – нет, проблемы возникают: кто-то не ест приготовленного для всех, а отдельно готовить неудобно. Надо подходить к посту в таких условиях с рассуждением, чтобы иной раз не нарушить мира в семье, а другой раз бывает полезно настоять.

Если мы думаем все время о еде, то вряд ли есть смысл в таком посте. Надо заниматься своими делами, и на их добросовестном исполнении сосредоточить свое внимание, а также максимально упростить процесс “пощения”: заранее приготовить себе еду, установить время питания и больше не возвращаться к этому вопросу. Не принято интересоваться, кто как постится – это сугубо личное дело каждого христианина.

Без Причастия пост – всего лишь диета. Поэтому если постящийся человек не участвует в Божественной Литургии, не посещает храм,то такой пост по своей сути нецерковен, да собственно и постом не является, а профанацией поста.

по материалам из свободных источников в интернете.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *