НУЖНО ЛИ ЗАСТАВЛЯТЬ СЕБЯ МОЛИТЬСЯ?

Наверняка у каждого человека, слышавшего о молитве и стремящегося научиться истинному богообщению, возникал вопрос: «Как правильно молиться; как приблизить свою молитву к молитве церковной?»

Прежде всего необходимо помнить, что молитвенный подвиг – это тяжелый труд, и для его успешного выполнения требуется то, что нужно при обычном осуществлении любого трудного задания – постоянство.

Для духовной жизни очень важно постоянство. Необходимо молиться не только тогда, когда душа под воздействием Божественной благодати сама ищет молитвы, не только тогда, когда слезы умиления сами льются из глаз. Надо заставлять себя молиться и тогда, когда совесть молчит, когда холодность и бесчувственность сковывают сердце, когда лень парализует все душевные силы, когда искусительный помысл шепчет: «Сейчас пойди отдохни, забудь на часок-другой о Боге, о ближних, о любви, а потом когда-нибудь вспомнишь. Когда будет благодатная легкость в душе, тогда и помолишься, а сейчас займись мирскими делами, окунись в суету, отдались от Бога».

Но почему-то к человеку, поддавшемуся на подобную уловку древнего змия и человекозавистника диавола, умиление и духовные порывы приходят все реже и реже, а значит, все реже и реже он молится, а значит, все реже и реже просит Божественной помощи, а значит, все реже и реже получает эту помощь, все дальше и дальше отдаляется от Бога, от счастья, от любви.

Именно поэтому необходимо заставлять себя перебарывать леность и холодность сердца и вставать на молитву. Такое самопринуждение к молитвенному деланию в аскетике носит наименование понуждения и является одним из основных аспектов подвига. Необходимо понуждать себя к молитве, и это понуждение должно носить ежедневный характер.

В идеале человек должен молиться постоянно, непрерывно, каждый вздох своей жизни растворяя обращением к Богу и согревая памятью о Нем. Но достичь этого крайне сложно, и отправной точкой на нелегком пути к такому идеалу является понуждение себя к ежедневной молитве утром и вечером.

Каждый, кто знаком с православным молитвословом, знает, что в нем помещены «Молитвы утренние» – т. е. те, которые необходимо прочитать утром, прежде всех дел, и «Молитвы на сон грядущим» – т. е. те, которые предназначены отходящим ко сну, вечерние молитвы.

Во время чтения утренних молитв мы благодарим Бога за то, что Он сподобил нас, пройдя поприще темной ночи, увидеть солнечный день, за то, что Он сохранил нас от всяких напастей в темное время суток, и испрашиваем Его благословение на наступающий день. Во время вечерних молитв мы благодарим Господа за Его Божественную помощь в наших дневных делах и заботах и просим защиты и заступления в часы приближающейся ночи.

Ежедневное чтение этих молитв составляет своеобразный молитвенный ритм подлинной христианской жизни, учит нас некоторое время собственного досуга уделять Богу и во многом определяет наше отношение к реальности. Каждый, кто понуждает себя к ежедневному предстоянию перед Богом, знает, насколько важна регулярная молитва и какие плоды она приносит.

Протоиерей Андрей Николаиди

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *