О ЛЖИ.

Ложью является намеренное искажение истины. По объяснению святых отцов, ложь может быть мыслью, словом или жизнью. Источником лжи является диавол: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине,ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говоритсвое, ибо он лжец и отец лжи (Ин 8, 44). Ложь запрещается девятой заповедью, а главное средство борьбы с ней — правдивость

.

Мы все живём во лжи. Даже нормальным людям разобраться в себе и определить, где правда и где ложь, очень сложно. В первую очередь нужно стремиться быть честными с самими собой и с Богом — Его мы обмануть не можем.

Быть всегда правдивым со всеми людьми очень сложно. Для этого нужно иметь огромную смелость, силу воли и духа. Это Божий дар, который приобретается большим трудом. Честность порой может очень и очень мешать: из-за неё можно потерять работу, расстроить отношения, навлечь на себя беду. Если говорить всем правду в глаза, нужно быть готовым к тому, что из-за этого можно пострадать — даже Христа распяли за истину. Сатана же не случайно называется лжецом: в нём нет и не может быть правды.

Христос — абсолютная Истина. Люди воспринимают эту истину в меру своего развития. Чем больше мы развиваемся духовно, тем больше способны воспринять истину Христову, но до конца это сделать удалось, возможно, только святым. Потому нам остаётся только быть честными с собой.

Как избавляться от лжи? — нужно начать с того, чтобы себе не врать, стараться честно себя оценивать. Конечно, нужно пытаться и с людьми быть честными, насколько это возможно. К сожалению, мы не всегда можем говорить людям правду: не все её хотят или готовы слышать; не всегда правда хороша: порой ей можно очень больно ранить. Нельзя облегчать себе душу, ввергнув при этом человека в страдание. Не годится чужими руками жар загребать. Я признался в чём-либо, мне стало хорошо, а что будет с тобой — меня не волнует. Разве это правильно?

Православному человеку в этом плане проще: у нас есть исповедь, мы можем каяться перед Богом, оставляя в неведении близких. Ранить близкого человека покаянием не нужно.

Мало просто прийти на исповедь и покаяться во вранье. Как священник я часто сталкиваюсь с такой проблемой: человек кается на исповеди, но с корнем этого греха нужно разбираться: откуда он, в чём его причина? Священник должен беседовать с человеком, помогать ему понять эти причины. Если сказать: «Кайся — и всё будет хорошо!» — это не поможет. Нужно разобраться, что его подталкивает говорить неправду, найти мотив греха. Это страх? Чего он боится? Тогда ему придётся со страхом поработать. Возможно, он врёт из-за гордыни, потому что хочет казаться лучше, чем есть на самом деле, или от трусости — боится принимать решение и хочет избежать какой-то ситуации.

Работа с грехом предполагает погружение в недра души — туда, куда смотреть страшно. Чтобы заглянуть в тёмную комнату, в которую страшно войти, нужно иметь очень большие мужество и решимость. Гораздо проще каждую неделю ходить и по бумажке перечислять одно и то же, чем разбираться, почему со мной то или иное происходит, посмотреть на себя такого, какой я есть на самом деле. Это и называется быть честным с собой, и это больно, страшно и трудно. Но если этого не сделать, то, к сожалению, ничего не произойдёт. Почему многие подвижники стремились к уединению, уходили в себя? Они стремились анализировать, разбирать свою душу на молекулы, выяснять причины и мотивы своих прегрешений. Работа над собой — это тяжёлая работа.

Конечно, в первую очередь нужно обратиться к Богу. Если человек переживает боль, осознаёт, что грешен — он уже на пути к исцелению. Надо понять, что никто нам не может помочь, кроме Бога. Признав свою беспомощность, нужно обратиться к Богу за помощью. Честность — это главное условие для духовного выздоровления. Если у человека нет честности, у него ничего не получится.

Господь в Евангелии говорит: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). Почему? Потому что праведников не существует, нет абсолютно безгрешных людей. Господь говорит о мнимых праведниках, о тех, кто мнит себя таковыми. Он не может спасти их, потому что они не нуждаются в спасении. А грешники — это люди, честные с самими собой, они признают, что грешны, больны, бессильны перед грехом. Именно таких людей Господь пришёл спасти, потому что они в Нём нуждаются. Иудеям и фарисеям нужно было главенство в мире, поклонение народов, но не спасение. Они ждали царя, который поработит всех их врагов, в остальном у них проблем не было. У них не было духовных проблем, как они считали. Господь обличал их, обвиняя в лживости и лицемерии. Именно поэтому ложь — пагубный грех, очень сложный для искоренения, с ним очень непросто совладать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *