ГЛАВНОЕ О ПРОСФОРЕ

ОТНОШЕНИЕ К ЦЕРКОВНОЙ ПРОСФОРЕ

В храмах нередко можно наблюдать отношение к просфорам не соответствующее святости и назначению этих хлебов. Бывает, что родители дают детям в конце литургии целую просфору. Дети крошат эту просфору, рассыпая крошки вокруг. Иногда можно найти частицы просфор и на погосте храма. А как содержатся вынутые на проскомидии просфоры взятые на дом???
Это происходит из-за недостаточной осведомленности о происхождении и назначении этих освященных хлебов.
Просфора значит по-гречески «приношение». Сами же просфоры состоят из двух соединенных между собой круглых частей, верхней и нижней, в ознаменование того, что в едином лице Господа Иисуса Христа присутствуют две природы – Божественная и человеческая. Просфора или просвира — богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время Проскомидии живых и мёртвых.

У православноверующих христиан, с глубокой древности, существует прекрасный обычай приносить в храм свои просфоры, кроме пяти церковных, и просить священнослужителей вынимать частицы во время литургии за живых и умерших своих сродников и знакомых. Обычай этот особенно важен тем, что он поддерживает молитвенную нашу связь, как между живыми членами Церкви, так и с умершими.
Сам Господь благословляет и освящает этот дар Церкви.

В житии преподобного Зосимы, чудотворца Соловецкого, есть такой рассказ: однажды преподобный дал в благословение от своего священнослужения просфору каким-то приезжим купцам; на пути из храма они ее обронили. Проходит случайно тою дорогою инок Макарий и видит: над просфорою стоит пес и всячески пытается схватить ее зубами, но каждый раз, при его попытке, от св. хлеба исходит огонь и опаляет пса. Инок подходит ближе — огня не стало видно. Осенив себя крестным знамением, инок берет просфору и относит ее к святому старцу». Такова святыня просфоры, полученной от алтаря Господня.

«В Уставе церковном предписано следующее о хлебе приносимом для Таинства: он должен быть от чистые пшеничные муки, водою пресною, естественною смешанныйи добре испеченный, квасной, непресоленый, свежий и чистый. Иерей же дерзнувый служити над хлебом зацвелым, сплеснелым или изгоравшим, или черствым, или растленным, зело тяжко согрешает и извержению подпадет, яко Таинство на таковых видах не совершится.» .
Для Литургия употребляется пять отдельных просфор. Собственно, для совершения Таинства Тела и Крови Господней необходима одна просфора, из которой во время проскомидии вынимается Святой Агнец, который во время Божественной литургии пресуществляется таинственно, непостижимым действием благодати Божией, в самое Тело Господа нашего Иисуса Христа (так же, как вино — в Пречистую Кровь Господню).
Остатки или обрезки этого святого хлеба называются «антидором», что в переводе с греческого языка означает: «вместо дара», потому что антидор после литургии раздается тем, кто не причащался Святых Тайн. Конечно, антидор, не может заменить Божественного Причащения, однако же служит в благодатное утешение и освящение православным христианам, подобно тому, как освящаются они, употребляя, например, святую Богоявленкую воду.
Все это показывает, что из всех просфор, приносимых на Божественной литургии, святой антидор —самая СВЯЩЕННАЯ просфора, потому что из нее взята часть в воспоминание Самого Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Вторая просфора приносится в честь и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Из третьей просфоры вынимается девять частиц в честь и память всех святых, Богом прославленных (в просторечии она называется девятичинной).
Из четвертой просфоры вынимаются частицы о здравии и спасении всех живущих православных христиан, начиная со Святейших Патриархов Православных, Священного Синода и Государя Императора.
Из пятой — о памяти и оставлении грехов всех, в православной вере почивших отцов и братий наших.
Все другие просфоры, сколько бы их ни было (в святых обителях в большие праздники их приносят по нескольку тысяч), имеют то же самое значение, как и две последние: из них вынимаются частицы за живых и умерших православных христиан ПОИМЁННО.
Все эти частицы, начиная с вынутой из второй просфоры в честь и память Матери Божьей, и заканчивая частицей, вынутой за всякого православного христианина, во время проскомидии полагаются в особом порядке на дискосе рядом с Агнцем, а на литургии, после освящения Святых Таин, они опускаются в Святую Чашу и погружаются в Пречистую Кровь Господа Иисуса Христа, со словами: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Кровию Твоею честною!»
Вот почему все просфоры, из которых вынуты эти частицы, суть священные хлебы, требующие благоговейного отношения.
Церковные правила повелевают вкушать святую просфору непременно натощак с молитвой, лучше с Богоявленской водой. Затем потребивший её, молитвенно поблагодари Господа. Православные христиане, приносящие из храма на дом помянутые просфоры должны держать их в чистой посуде, лучше под домашними иконами, но не вместе с другими продуктами питания.
Нужно следить, чтобы они не заплесневели по нашей небрежности. А если все же это произошло, то необходимо сжечь их в церковной печи, в крайнем случае в другом месте. Пепел же высыпать в проточную воду или зарыть в непопираемом месте.
Давать антидор неверным, а также находящимся под епитимией — строго запрещается.
Православные родители должны приучать детей своих относиться с благоговением к просфоре, правильно ее потреблять и не рассыпать крошек. Законоучители в приходских школах должны эти требования разъяснять ученикам. Можно принести на урок не вынутую просфору и наглядно провести полезную беседу о священном сем хлебе.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *