Традиционно имена двух апостолов ставят рядом, но в реальной жизни они не были ни братьями, ни учителем и учеником, ни особенно близкими друзьями. Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.
Апостол Петр был рыбаком. Ему предстояло прожить спокойную жизнь и добывать пропитание себе и своей семье непрестанным физическим трудом. Когда Петр последовал за Христом, он уже был женат (Христос исцелил его больную тещу). Симон (Петр) был со Христом практически с самого начала Его проповеди. Он всем сердцем возлюбил Учителя и со времени своего обращения готов был разделить с Ним все тяготы служения. Христос несколько отличил Петра от остальных апостолов, потому что взял его с Собой на гору Фавор, где апостол стал свидетелем Преображения Господня.
Апостол Павел был изначально другим человеком. В его роде не было ни одного необрезанного человека, что для иудея свидетельствовало об особой чистоте крови. Павел (тогда еще Савл) получил прекрасное образование и готовился заниматься интеллектуальным трудом — стать знатоком Писаний, раввином. Фарисей Павел был одним из самых рьяных гонителей христиан, пришествия которого с трепетом ожидали последователи Иисуса. Христианином Павел стал после всех апостолов, уже после смерти Христа. Он в полной мере разделил с апостолами их служение и как никто другой потрудился, проповедуя Евангелие. Петр и Павел были совершенно разными людьми. Петр нес благую весть прежде всего иудеям, Павел — язычникам. Как повествует предание, апостолы претерпели мученическую кончину в Риме.
Святых апостолов Петра и Павла начали почитать сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святой равноапостольный Константин Великий построил храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Вероятно, из Византии и пришла традиция особого почитания двух апостолов. Случилось так, что один из храмов в честь апостолов был торжественно освящен в день памяти Петра и Павла, по окончании Апостольского поста. И получилось следующее. После Рождественского поста следует праздник Рождества Христова, после Великого — Пасха. Пост заканчивается праздником. И вот после поста Пятидесятницы тоже наступает праздник — день Свв. Апостолов Петра и Павла, который стали отмечать пышно и торжественно.
В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла началось после Крещения Руси. Святой равноапостольный князь Владимир привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар новгородскому Софийскому собору. Так, вслед за византийцами, наши предки стали почитать двух апостолов и отмечать день их памяти — сегодняшний праздник.
Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси.