Великий пост – это время покаянных молитв. Это время, когда христианин, насколько это в его силах, старается остановить в себе суету. Очень важно с правильным настроем войти в Великий пост и прожить с этим настроем первую седмицу.
Первая седмица Великого поста очень важна. На протяжении четырех дней первой седмицы на вечернем богослужении читается Великий канон Андрея Критского. Кто по каким-то причинам не может быть в храме, может прочитать текст канона дома. Господь принимает покаяние в любой форме. Хотя, конечно, лучше молиться в церкви. Так хорошо становится на сердце, когда звучат ирмосы покаянного канона и после каждого тропаря поют «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», а все вместе прихожане совершают поклоны. В конце первой седмицы, в субботу или воскресенье, верующие люди стараются исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
На богослужениях читается молитва преподобного Ефрема Сирина, в которой мы просим Господа избавить нас от страстей и пороков, свойственных поврежденной грехом человеческой природе, и помочь нам приобрести добродетели.
Хотелось бы, чтобы каждый человек понимал цель и смысл Великого поста. Посредством поста мы очищаемся от грехов и стремимся соединиться со Христом. Ведь неслучайно мы поем: «И святое Воскресение Твое славим». Проживая дни Святой Четыредесятницы в углубленной и покаянной молитве, отрешаясь от греховных земных дел, мы настраиваемся на то, чтобы вместе с Господом, спустя положенный срок, прославлять Его Святое Воскресение.
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА?
Для этого у нас есть Церковный устав. В нем говорится и об ограничениях в пище, и о количестве молитв, и о количестве поклонов. В то же время Церковь как чадолюбивая мать в творениях святых Отцов разъясняет нам очень важный момент: каждый должен воспринимать пост в меру своих духовных и телесных сил. Важно не то, что вы чего-то не едите, соблюдая пост, – важно, какие плоды сокрушенного и покаянного сердца вы принесете Господу. Именно они и будут свидетельством вашей любви к Богу.
Люди часто говорят о трудностях поста, о бремени подвигов, забывая о том, что Великий пост по своей сути – это духовная весна, весна покаяния. Великий пост – это особое время, и нам, чтобы совершить подвиг покаяния и приблизиться к Светлому Христову Воскресению, важно иметь особый душевный настрой. Неслучайно перед постом поется «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» и псалом «На реках Вавилонских» – его некогда пели, сокрушаясь о своем окаянстве, иудеи, находившиеся в вавилонском плену. Мы все с вами тоже находимся в плену – в плену собственных страстей и греха. И тоже сокрушаемся.
А дальше… Вы же знаете, как быстротечно время. Пойдут неделя за неделей, посвященные воспоминаниям святых. Потом наступит день выноса Креста – время, когда через Крестное древо страданий укрепляется душа христианина. А там уже и Вербная неделя, когда вспоминается Вход Господа в Иерусалим, Страстная, когда мы будем просить Бога, чтобы Он помиловал нас, как помиловал разбойника на Кресте… И вот уже Великая суббота, когда Церковь вспоминает погребение Господа после распятия. И, наконец, долгожданное Святое Воскресение Христово.
Поверьте, время Великого поста проходит быстро, когда душа наполнена правильными и покаянными мыслями, когда мы не говорим: «Вон там, в миру, люди грешат…», – а сокрушаемся о своих грехах. Мне жаль тех, кто еще не приобщился церковной благодати, службам Великого поста. Но Господь ценит и любит каждого человека, Он жалеет даже неверующих. Хотя, я думаю, с каждым годом все больше и больше людей приобщается к Церкви. И каждый Великий пост кто-нибудь начинает впервые.
Вот новообращенный приходит в храм, делает свои первые поклоны, совершает первые духовные подвиги, говорит первое сокрушенное: «Боже, милостив буди мне, грешному», – и уже чувствует, как душа его отделяется от земного тлена. Нас с вами окружает Божий мир, и только грех мешает нам соединиться со Христом. Именно в этом соединении и состоит главный смысл Великого поста, а вовсе не в скоромной еде, отказ от которой всего лишь средство побороть нашу греховность.
КАК ПОСТИТЬСЯ МИРЯНАМ? ЕСТЬ ЛИ РАЗЛИЧИЯ В ПОСТЕ ДЛЯ МИРЯН И МОНАШЕСТВУЮЩИХ?
У нас в монастыре по окончании утреннего богослужения, которое начинается в 6 часов братским молебном, у братии бывает постная трапеза. Каша, овощи, в среду и пятницу – постный супчик. В этом смысле монахам проще. Человек, который работает, вынужден согласовывать свои поступки со своими возможностями: он сам решает, когда и как ему питаться.
Всем мирянам – работающим, больным, немощным, пожилым – я могу дать довольно простой совет: смотрите по своим силам. Отдайте Богу столько сил, сколько сможете. И пусть ваша совесть вам подскажет, какой подвиг вы можете понести во время Великого поста. Как вам совесть подскажет, так и поступайте. Что же касается детей, то, как им поститься, должны решать их родители и духовник семьи.
Поймите, Господь не требует от нас невозможного. Он не просит больного делать что-то, что принесет ему вред. Делайте то, что вам по силам. Здесь важно другое: не лукавьте, ища себе послаблений под предлогом работы или немощи. Кого вы хотите обмануть: себя, свою совесть, Господа?
Сегодня мы имеем дело с парадоксом, когда мясо и курица в несколько раз дешевле, чем рыба и овощи. Но нарушать пост и выбирать мясо или курицу лишь потому, что они дешевле рыбы, овощей и фруктов, мне кажется неправильным. Может быть, лучше принести Богу свою копеечку – пусть она будет даже дороже. Мне думается, человек верующий найдет возможность соблюсти пост. У каждого свой подход. Не знаете, как поступить, – посоветуйтесь с духовником. Возможно, не у всех есть духовники, но каждый может попросить благословение на пост у священника и с ним обсудить все волнующие вопросы.
Если кто-то по состоянию здоровья не может поститься, как положено по Церковному уставу, то пусть постится в той мере, в какой может. Надо только обсудить это с батюшкой. Имея благословение, человек найдет в себе силы поступать правильно.
Совершай подвиг по мере сил своих. Не можешь положить 100 поклонов, положи 10, не можешь 10 – положи один с сокрушенным сердцем. Господь видит наше намерение. Если же мы чувствуем, что слукавили перед своей совестью, то должны принести покаяние. Для этого существует Таинство Исповеди: мы идем к духовнику и открываем ему свою душу. А Господь милосердием Своим через власть, данную Им духовнику, прощает и разрешает наш грех.
Конечно, ПОСТ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЕДА. Верующий должен избегать всего, что отвлекает его от Бога и богоугодной жизни: развлечений, зрелищ, ненужного общения, душевредных бесед. Как писал апостол Павел в Послании к Коринфянам, «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Каждый верующий должен сам рассудить, что мешает ему соблюдать пост, ведь речь идет о нашем спасении.
По возможности надо воздерживаться от походов в театр, кино, не смотреть сериалы по телевизору. Следует воздерживаться от дурных привычек. Каждый знает, с чем он борется или должен бороться. Скажем, пытается человек бросить курить. Пусть во время поста он не в силах оставить эту привычку совсем, но пусть уменьшит количество сигарет. Один человек имеет пристрастие к курению, другой – к алкоголю, третий – к телевизору, четвертый – бесконечно разговаривает по телефону.
Время поста лучше посвятить молитве, покаянию, Богу. И вы заметите, что появится больше времени для душеполезных дел. Кстати, есть такой благочестивый обычай: многие верующие за время Великого поста прочитывают всех Евангелистов.
( из беседы с наместником Данилова монастыря архимандритом Алексеем (Поликарповым).