7 мая, вторник — Радоница, день поминовения усопших сродников.

Радоница – первое поминовение усопших после Светлой Пасхальной седмицы. Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует. На Радоницу верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды.

КАК ОТНОСИТСЯ К МОГИЛЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА
Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Крест подобает ставить у ног погребенного так, чтобы Распятие было обращено к его лицу.

Крест над могилой православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения; водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится в земле, а душа — на небе, что под Крестом сокрыто семя, которое произрастет для жизни вечной в Царстве Божием. Для могилы православного христианина больше подходит простой крест из дерева, бетона или металла, нежели дорогие монументы из гранита и мрамора. Допустимо поместить на надгробие фотографию или портрет покойного. Если родственники хотят написать эпитафию, то лучше всего по традиции использовать слова из Священного Писания, либо из известных молитв, а не придуманные самими фразы.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила — это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА КЛАДБИЩЕ?
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен ниже “Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище”). По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному. Традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

От седой древности христиане в послепасхальные дни приходили для особенных молитв на могилы усопших христиан. И сегодня важно, чтобы из обычаев Радоницы ушло все наносное, языческое, чтобы все, происходящее на кладбищах в эти дни, проистекало бы из христианской любви к покойным, а не их желания сделать «как у людей», или из простого тщеславия. Чем больше будет нас, православных, тем большая вероятность того, что рано или поздно кладбища превратятся в священные места молитвы, а не превозношений и увеселений…

 

ОНИ сегодня у ворот нас ждут…

Стоят и смотрят, смотрят на дорогу…
«Твои придут?» , «Конечно же, придут!
Ведь Радоница! Не прийти не могут…»

Один лишь день в году ИМ Богом дан:
Когда во храмах загорятся свечи,
Их отблеск разольется по крестам
И возвестит о долгожданной встрече.

Тогда откроются небесные врата,
И засияет мир янтарным светом,
Польется с неба душ ИХ чистота
Как жаль, что не дано нам видеть это…

Мы сердцем знаем: здесь они сейчас,
Хранители невидимые наши…
Нам гладят руки, обнимают нас…
И мы их вспоминаем, тех, тогдашних…

Вон мама у ограды ждет,
И светится ее душа любовью…
Отец…Он так знакомо подмигнет
И распрямит нахмуренные брови…

…А кто-то так и не дождется…Жаль…
Ну, что же, не смогли : дела, заботы…
Обнимет Душу светлая печаль,
Чтоб ждать до следущей родительской субботы…

ОНИ нас оправдают и простят…
А вот у нас на сердце будет камень!
ОНИ как дети в души нам глядят,
Чтоб поняли мы: нет разлук меж нами!

ИМ не нужны конфеты, куличи,
И памятник из мрамора, гранита…
Лишь память…И еще огонь свечи…
И тихая, в полголоса, молитва…

…Хоть иногда, но заходите в храм,
После работы..Днем или под вечер…
Чтоб поклониться светлым образам…
Прочесть молитву… И поставить свечи…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *