Что делать со скорлупой с освященных яиц? Не выбрасывать же их. И как быть со святой водой, проливающейся на землю при освящении снедей? является ли это кощунством над святыней?
Часто православные христиане уделяют слишком много внимания второстепенным моментам в богослужебной практике. Одним из камней преткновения становится отношение к утилизации священных предметов: пасхальных наклеек, веточек освященной вербы, огрызков от преображенских яблок и т. п. Действительно, сакральные предметы не должны следовать участи обычного мусора.
Например, используемые на Пасху наклейки на яйца, столь популярные в наши дни, представляют собой миниатюрные иконы. Люди неграмотные после употребления таких яиц в пищу, без зазрения совести выбрасывают в мусор яичную скорлупу вместе с налипшими на ней подобными иконками-наклейками, зачастую порванными и искомканными.
Такое отношение даже к маленькому священному изображению – недопустимо. Лучше вообще не следовать этой новомодной, далеко не церковной традиции с наклеиванием икон и просто красить яйца, как много веков делали наши предки. Но, если все таки на Пасху вам попалось в руки такое яичко с наклейкой, то просто снимите эту наклейку и, при первом удобном случае, сожгите. Так же хорошо было бы поступать и с другими, аналогичными, предметами: коробочки от шоколада, конфет, этикетки с бутылок кагора с изображеним церквей и т.д.
Если бумажный утиль можно как-то спалить, то что делать со скорлупой? Идеальным решением было бы скормить ее птицам, как делали наши предки. Но так как далеко не все держат у себя кур или голубей, то можно, опять же, просто закопать такую скорлупу. Если же вы не можете сделать и этого, например, путешествуя в поезде, то полагаю, не будет большим грехом выбросить такую скорлупу с другими пищевыми отходами. Ведь выбрасываем мы в мусор объедки от трапезы, даже освященной кроплением. Да и святая вода может касаться и обычных предметов, ведь почти при всяком окроплении часть капель попадает на землю, а мы ходим по ней ногами. Если следить за каждой каплей святой воды, за каждой крошкой освященного кулича: «вдруг упадет на пол и что тогда?!», то мы окажемся не лучше ветхозаветных фарисеев, «отцеживающих комара». Ведь тогда единственным выходом не осквернить святыню станет вариант – вообще ничего не освящать.
Лучше всего, как мне кажется, держаться золотой середины, не допуская кощунства над святыней, но и не придумывая новых запретов и табу, о которых не знала наша Церковь. Желаю всем радостной Святой Пасхи и не огорчаться по поводу того, что при окроплении куличей святая вода попала вам на ботинки.
Иерей Алексей Яланский.