Мшелоимство – слово, которое мы ежедневно произносим в молитве, но понятно оно далеко не каждому. А, между тем, за не очень понятным словом стоит грех, знакомый очень многим и хорошо, если не на собственном опыте.
Мшелоимство – корыстолюбие, взимание «мшела» — корысти. Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» — поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.
Можно сказать что мшеломиство – это вещелюбие во всех возможных проявлениях. Мшелоимцем был гоголевский Плюшкин, но мшелоимец может жить и по соседству, бережно складировать на даче или в гараже ненужный хлам, его можно увидеть в друге, который самозабвенно коллекционирует сигаретные пачки или банки из-под пива… Да и сами мы, что греха таить, нередко страдаем мшелоимством. Покупаем же мы и ненужную кухонную утварь, и инструменты для ремонта, который планируем исключительно в мечтах, и снасти для рыбалки, на которую не выбирались уже 10 лет и столько же, по всей видимости, не выберемся.
Если давно воцерковлённые читатели сейчас облегчённо вздохнули, думая, что уж это всё не про них, то я буду вынужден вас разочаровать.
Посмотрите на книжную полку. Сколько там стоит книг когда-то купленных, но никогда не читанных? А молитвословов у вас сколько? А Псалтирей, акафистников, отличающихся один от другого наличием лишь одного-двух разных акафистов? Маленькие иконки в изобилии хранящиеся в наших квартирах, просфоры, покупаемые в количестве, втрое превышающем необходимое, и благополучно плесневеющие через пару дней. И это всё из той же печальной песни, называемой «мшелоимство». У каждого в доме отыщется место, у кого тумбочка, у кого шкаф, у кого кладовая, гардероб или балкон, обратив внимание на которые мы, с сожалением вынуждены будем отметить, что мшелоимство – это и про нас тоже.
У мшелоимства глубокие духовные корни и то безобразие души, о котором свидетельствует мшелоимство, является результатом не столь личных грехов человека, сколь грехопадения в целом. Вещизм проистекает именно отсюда – из человеческого желания владеть.
Поэтому всякий мшелоимец – раб желания владеть, раб вещей, раб собственной привязанности к вещам, иногда граничащей, а нередко и перерастающей в патологическую зависимость.
А выход из рабства всегда один – освобождение. В нашем случае от вещизма. От стяжательства, накопительства, скопидомства. От скупости, боязни расстаться с вещью, нездоровой привязанности, зависимости от вещей.
Большое значение имеет умение сказать себе «нет». Даже при полном его отсутствии выработать это умение не так уж и трудно. Конечно, для его выработки нужны желание и воля, но где в жизни они не нужны? Каждому из нас, ни раз и ни два, приходилось пересиливать себя и этот опыт есть у каждого. Единственное, что требуется в данной ситуации – научиться пользоваться этим опытом не по воле обстоятельств, а по собственному желанию.
Не стоит забывать и о щедрости. Человеку вообще важно уметь легко расставаться с вещами, не скорбеть об утраченном, уметь жертвовать даже необходимым. Не тем ли паче христианину? Ведь сколько явно ненужных вещей окружают нас. Сколько их на наших чердаках, в дальних углах шкафов, в легкодоступных местах и на виду. Некоторые из них пылятся годами, что-то мы время от времени берём в руки или переставляем с места на место, а кое-чем и пользуемся. Но все они, по сути, нам не нужны.
У многих из нас полным-полно вещей и предметов, которым место на свалке. Но кому-то этот хлам о ком-то или чём-то напоминает, кто-то живёт в твёрдом убеждении, что всё в хозяйстве пригодится, а кто-то просто никак не забудет времена дефицита. У каждого своя история, но это история ненормальности, у каждого свои мотивы, но патология одна на всех. И, сколь бы это не казалось нелепым или смешным, но в этой конкретной ситуации недуг души лечится при помощи мешка для мусора и похода на помойку.
Впрочем, учитывая, что грех, имеющий не самое простое название, сегодня оказывается одним из самых распространённых и актуальных, причём как среди неверующих, так и в среде церковных людей, удивляться последнему факту вряд ли имеет смысл. Куда важнее ясно понимать, что именно мы читаем в молитве каждый вечер и как сделать так, чтобы наше ежедневное покаяние, в том числе и в грехе мшелоимства, выражалось не только на словах.
протоиерей Владимир Пучков.