Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Христос Воскресе!
Природа человека так устроена, что с самого своего рождения и до самой смерти, он постоянно нуждается в пище, в воде и еде. Сначала младенец пьет молоко своей матери, потом начинает принимать более грубую пищу, и взрослый человек большую часть своей жизни ест твердую пищу, которую добывает в поте лица своего и пьет воду, так необходимую ему для жизни. Здоровый, крепкий человек может прожить без пищи, по некоторым оценкам, около недели и даже больше, без воды — меньше, около трех дней в нашем климате. А на юге, в пустыне, на Ближнем Востоке за несколько часов человек может умереть от жажды, из здорового крепкого человека превратится в труп.
Главной заботой человечества во всю его историю было обеспечение жизни, борьба за воду и хлеб. Не так давно возникли целые учения, которые объясняли пути развития человечества. Все объяснялось наличием или отсутствием еды, воды, полезных ископаемых. Работали целые научные институты это объяснявшие, а огромные империи существовали, опираясь на это учение. Люди говорили, что если будет много молока и мяса, чугуна и стали, хорошая медицина, тогда все будут счастливы и почти что вечно и радостно будут жить на земле. Так думали миллионы людей, и это учение, которое господствовало и в нашем отечестве, не новое, оно уже появлялось в мировой истории, в разных цивилизациях.
Но сегодня Господь нам говорит совсем о другом. Он говорит о живой воде, текущей в жизнь вечную (см.: Ин. 4, 14). Люди много заботятся о материальном, но это не приносит им никакого счастья. Более того, мы видим примеры того, как забота о материальном, вкладывание в это всех своих сил, талантов, способностей приводит к разочарованию, к падению целых государств, народов, к их исчезновению, их позору и гибели. Потому что люди забывают самое главное, о чем говорит сегодня нам Господь.
Так же две тысячи лет назад люди жили и около Иерусалима и в других землях, и попечением их была вода и еда. И вдруг появляется Учитель, Который полностью отвергает их представление о смысле жизни, о силах, сохраняющих жизнь человека и о том, что нужно по-настоящему для души человека и для соединения его с Творцом.
Источник воды, текущей в жизнь вечную предлагает нам всем Господь. Только прийти и пить из него. Только верою и любовью принять этот Источник и сохранить Его незамутненным в своей душе и сердце. Тот, кто будет пить из этого Источника, из того потекут воды жизни. Каждый из нас напоив свою душу благодатью Святого Духа, любви Божией, становится источником этой Божественной благодати для всех окружающих.
Вот какая сила и какая любовь Господа нашего Иисуса Христа обращена к нам, лишь бы мы, получив этот дар, не замутнили его, не осквернили своими грехами.
Диалог между Христом и самарянкой — диалог между Христом и каждым из нас. По жизни своей, по делам веры мы ближе к самарянам, а не к народу избранному. К людям, которые что-то знают о Боге, но исказили это понятие, живут в своих грехах, привычках, обычаях и думают, что так служат Богу. Но нет, этого мало, чтобы принять в полноте Божественную благодать и чтобы стать источником воды, текущей в жизнь вечную (см.: Ин. 4, 5–26).
О пище тоже говорит нам сегодня Господь. Пища Его в том, чтобы исполнять волю пославшего Его Отца (см.: Ин. 4, 34). И для каждого из нас, христианина, это и есть основание нашей жизни. Если мы будем заботиться только о материальном, то мы умрем духовно. Мы видим, какой страшный разлад вокруг нас, среди христиан. Смерть гуляет и духовная, и телесная, потому что мы умираем от голода, не питаясь этим хлебом, не исполняя волю пославшего нас Отца. Всех нас Господь посылает в мир благовествовать любовь, истину и Дух Святой в Истине и в духе, чтобы поклонялись люди Творцу.
Аминь.