На небесах Торжество Воскресения продолжается уже две тысячи лет, на земле Светлое Христово Воскресение длится семь дней.
По своей греховности человек устает, пересыщается, не может понести пасхальную радость полностью, пасхальное Торжество превыше земных, человеческих сил. И поэтому эту Пасху, которая должна была бы идти вечно, Церковь мощь Пасхального Праздника укорачивает тем, что дает взамен настоящей Пасхи – воспоминание о Пасхе, и это называется Воскресный день.
В сущности, в течении всего года каждый воскресный день – это Пасха, воспоминание о Пасхе, о Воскресении Христовом. Мы в течение всего года каждое воскресение вспоминаем Воскресение нашего Господа Иисуса Христа из Гроба. И поэтому название седьмого дня недели – Воскресение. Антипасхой можно назвать каждое воскресение, но так называется только первое воскресение после Пасхи. Антипасха- это первый воскресный день после Пасхи, если дословно, замена Пасхи.
В само событие Антипасхи произошла встреча Господа с учеником Его Фомой. Когда Господь Воскрес и явился Апостолам, рядом Фомы не было. Потом Апостолы сказали Фоме, что Иисус Христос Господь наш Воскрес, и Фома ответил: не поверю, пока не увижу собственными глазами, пока не дотронусь до его язв, пока не увижу его ран, прободенные ребра. И Господь в Воскресный день, в Антипасху является Апостолам и говорит: Фома, иди ко мне, дотронься до моих язв, посмотри на мои раны, и не будь неверен, но верен. И когда Фома дотронулся, он припал к ногам Спасителя и вскричал: «Господь мой и Бог мой!» Фома первый исповедовал Христа Богом: «Бог мой» – до него этого никто не произносил.
И когда говорят «Фома неверующий» – это не совсем верно. Фома был глубоко верующий, но он был так потрясен уничижением Христа, что эту веру в себе никому не давал на растерзание. Он боялся доверится Апостолам, рассказывающим о Воскресении Христа: вдруг это им пригрезилось, и Господь не воскрес, и тогда моя вера будет разбита. Фома не хотел даже колебания своей веры в Господа, хотел услышать о Воскресении Господа от Него Самого, увидеть Его. Свою веру Фома считал очень личной: увидев Христа, он сразу стал Его исповедовать как Бога.
Есть предание в Церкви, что Фома единственный, кто дотрагивался до Воскресшего Христа. Господь Воскрес в новой плоти, обновленной, в той плоти, в которой были созданы Адам и Ева до грехопадения – это природа, созданная Богом.
Мы ходим в природе, которой Господь не создавал, мы ходим в кожаных ризах, в которые он одел Адама и Еву после грехопадения. А та плоть, дарованная нам Господом Богом в раю – она таинственная. Тайное прикрывается, когда Господь является Апостолам «дверем затворенным»: при закрытых дверях, как бы мы сейчас сказали, материализуется. Новая плоть имеет способность переноситься на расстояние, но Господь после Воскресения ел с Апостолами, то есть он был не Дух, а в плоти, новой плоти. И все это было явлено при встрече Иисуса Христа с Фомой.
Явление Христа Апостолам утверждает веру в истинность Воскресения и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие».
священник Андрей Таскаев