В Божественной Литургии несколько раз звучит слово пр0сти, которое, как показали опросы, многие верующие либо вообще не понимают, либо понимают неверно.
В связи с тем, что рассматриваемое слово обращено к собравшимся верующим, его объяснение имеет большое значение для понимания общих идей Литургии. Имея в виду «Премудрость, прости́ нас», как отвечали некоторые респонденты в опросах, есть гипотетическая вероятность уклониться в еретическое учение о Премудрости как «Четвертой ипостаси». В этом заключается великая опасность неверного понимания богослужебной лексики.
Итак, выражение Премyдрость, пр0сти соответствует греческому Σοφία! Ὀρθοί!. Это возглашение, рассматриваемое, в первую очередь, в составе малого входа, является призывом к верующим принять прямое положение для того, чтобы внимательно слушать Священное Писание.
Согласно свидетельствам святителя Иоанна Златоуста, а также многих современных исследователей, византийская Литургия начиналась со вхождения предстоятеля в храм. При этом народ его ожидал и пел в это время псалмы. По вхождении в храм предстоятель (епископ) приветствовал народ словами «Мир всем». Сразу же после этого начиналось чтение Священного Писания. В дальнейшем, ввиду развития литургического обряда, в силу самых разных причин, «этот начальный вход оброс в свою очередь другим “началом”, так что теперь то, что мы называем «малым входом», уже больше не воспринимается как именно первое, начальное священнодействие Литургии.
Однако память о начале Литургии в связи с входом предстоятеля закрепилась в самом входе и песнопении Приидите, поклонимся и в том, что к моменту чтения Священного Писания наступает время, когда, действительно, пора перестать сидеть или ходить по храму, и нужно «выпрямиться» к слушанию богослужения, Писания. В византийской церкви словами Σοφία! Ὀρθοί! (Премудрость прости) «давали знать, чтобы Христиане, сидевшие в храме, встали с мест своих и вникали прилежно в премудрость».
Следовательно, христиане, для того чтобы показать расположение духа и тела прямым, а значит, бодрым для слышания Писания, и быть пред Богом «не воссевшими или преклонившимися на что-либо, должны… пребывать… прямо стоящими и внимающими таинствам Божией премудрости», где премудрость ― это синоним Священного Писания.
чтец Валентин Фролов