СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСТЕ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ. 

Празднуя еженедельно воскресениеХристово, Церковь установила воспоминать еженедельно и великие события страданий и смерти Господа, предшествовавшие Его воскресению из мертвых. Среда и пятница — не случайные дни: В СРЕДУ мы постимся в ПАМЯТЬ О ПРЕДАНИИ СПАСИТЕЛЯ, В ПЯТНИЦУ — В ПАМЯТЬ О ЕГО КРЕСТНОЙ СМЕРТИ.

По Типикону (устав) в ЛЕТНИЙ И ОСЕННИЙ МЯСОЕДЫ (от Троицы до Рождества) В СРЕДУ И ПЯНИЦУ — строгий пост: пищу принимают один раз в день «в 9-й час» (около 15.00 по мск. времени), на трапезе сухоядение, «кроме немощи и праздника» (глава 33). Если на среду и пятницу выпадает полелейный или славословный праздник — пост послабляется,т.е. горячая пища с маслом. Меру своего поста в эти дни следует согласовывать со священником в храме или духовником. Обычно миряне соблюдают эти дни с горячей пищей с растительным маслом.

У древних христиан среда и пятница назывались иногда днями стояний. Так у первых христиан назывался пост, соединенный с молитвой, потому что христианин на земную жизнь свою должен взирать как на стражу Господню, и на себя как на воина Христова, призванного постоянно вести духовную брань не с кровию и плотию, нок началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным, и после победы над ними восприять некогда венец вечной, блаженной жизни (Ефес. 6, 11-17; 2 Тимоф. 2, 3).

«Посты наши, говорит святой АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ, для нас суть лагери, защищающие нас от нападения дьявола, и называются стояниями, потому что мы, стоя и пребывая в них, отгоняем злокозненных врагов. Действительно, посты служат для христиан лагерями, за черту которых, если кто уклоняется, попадает в плен духовного фараона или погибает в греховной пустыне».

На то, чтобы христианину поститься в среду и пятницу, есть 69-е АПОСТОЛЬСКОЕ ПРАВИЛО, гласящее: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец во Святую Четыредесятницу, то есть в Великий пост, и в продолжение всего года по средам и пятницам не постится, да будет извержен, если только не препятствует ему телесная болезнь: немощному позволено, по мере сил, вкушать масла и вина. Если же мирянин не постится (в определенное время), да отлучится».

Это же подтверждают и Святые Отцы. Священномученик ПЕТР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в 15-м правиле покаяния говорит: «Мы должны поститься в среду и пятницу. В среду — по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу — потому что в сей день Он пострадал за нас».

Святитель ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ, приводя слова из Евангелия от Марка: Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1), — дает этим словам следующее толкование: «В среду составили совет, посему и мы постимся в среду».

Священномученик ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ, обращаясь к филиппийцам, говорит следующее: «Не оставляйте поститься в среду и пятницу, раздавая излишек бедным». Подобные наставления оставлены нам и другими Святыми Отцами.

Святой АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа».

«Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу», — говорил преподобный СЕРАФИМ САРОВСКИЙ.

Святой ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ, изображая пощение древних христиан в среду и пяток, говорит: «в церкви бывают собрания, учрежденные Апостолами, в среду и пяток и в день воскресный. В среду и пятницу соблюдается пост до 9 часа (до 15 часов дня), потому что в среду предан Господь, а в пяток распят. Апостолы заповедали в сии дни постится в исполнение слов Иисуса Христа: егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся в тыя дни (Лук. 5, 35). Пост для нас учрежден не для того только, чтобы мы тем могли возблагодарить Пострадавшего за нас, но и для того, чтобы для нашего спасения исповедывать страдания, которыя терпел за нас Господь, и чтобы посты служили умилостивлением пред Богом, оскорбляемым нашими грехами».

ЛЕВ ВЕЛИКИЙ, епископ Римский, пишет: «Возлюбленные, чтобы очиститься вам посредством изнурения плоти и дел милосердия от всякой скверны греха, поститесь по средам и пяткам, а субботы проводите во бдении при мощах св. Апостола Петра, по молитвам коего милосердый Господь, как я уверен, милостиво примет ваш пост и обеты, посредством Господа нашего Иисуса Христа».

Киевский митрополит ПЕТР МОГИЛА говорит: «Церковь, возбуждая нас в среду и пяток своим священным песнопением к размышлению о милостях, дарованных нам Иисусом Христом чрез крест, установила в сии дни пост для того, чтобы мы, делаясь чрез то способнее к духовному размышлению, были благодарны к Искупителю не только духом, но и телом, усмиряя плоть воздержанием от вкусных и утучняющих мяс и других яств, и таким образом сими чувствами благодарности и благоговения хотя мало участвуя в страданиях Спасителя нашего. Бог и от Израильтян требовал не одного внутренняго памятования о чудесном избавлении их от рабства Египетского, но и внешняго, чтобы они, посредством чувственных знаков, как-то, чрез отложение всего квасного и употребление опресноков, смешанных с горькими травами, усмиряя тело, являли тем благодарность свою».

Святой праведный ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ: «Пост и молитва — духовное оружие против диавола, потому и говорит Господь, что род бесовский исходит только молитвой и постом. Святая Церковь, зная силу этого духовного оружия, призывает нас на каждой седмице дважды к посту — в среду и пятницу, между прочим, в воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя, и в году — многократно во все многодневные посты. Пост и молитва имеют ту духовную выгоду, что, укрепляя наши души, укрепляют в нас самую веру, надежду и любовь и соединяют с Богом».

Святитель ФЕОФАН ЗАТВОРНИК:
«Пост в среду и пяток — достаточно. Прибавлять к сему еще что-либо не настоит нужды. Налегайте больше на упорядочение мыслей и чувств. Тело достаточно держать в воздержании… Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *