Плащаница – это Литургическая возможность не просто вспоминать об Иисусе Христе, а стать непосредственными участниками погребения и свидетелями воскресения Иисуса Христа.
Плащаницей мы называем икону Спасителя, на которой изображен Иисус Христос, тело Которого подготовлено к погребению. В книгах Церковного Устава мы читаем, что износится в храме Плащаница или, если таковой нет, икона Иисуса Христа, и эта Литургическая святыня является главной на богослужении Великой Пятницы.
Если мы посмотрим на Плащаницы в храмах XVIII–XIX вв., то увидим, насколько они разнообразны. В каждой выражены ментальные особенности определенной общины, поскольку Плащаница в древности являлась своеобразным творением искусства. И современные изображения Плащаницы стараются наследовать традиции древности. Поэтому такая особенная икона Иисуса Христа всегда масштабна и приукрашена узорами и вышивкой. И почти каждый храм имеет Плащаницу.
Прп. Симеон Новый Богослов ровно 1000 лет назад в проповеди заметил, что в песнопении «Воскресение Христово видевше», которое мы поем на воскресных богослужениях и неоднократно за Пасхальным богослужением, акцентируется внимание на «видевше», не слышавши, не перескаживши, а видевши. Т. е. каждый православный христианин во время богослужения является непосредственным участником и свидетелем.
В пятницу после обеда совершается вечерня Великой Субботы, и именно на этом богослужении торжественно износится на середину храма Плащаница для поклонения верующим. Сразу читается Повечерие с каноном на Плач Богородицы, который является своеобразным шедевром поэтического воспевания скорби каждого человека о величайшей трагедии человечества – смерти. И эта скорбь заложена в уста Богородицы, которая провожает Своего Сына для положения во гроб.
Далее Плащаница используется также еще в одном богослужении, которое называется утреня Великой субботы – воспоминание непосредственно не просто снятия с креста Спасителя, а именно самого погребения. Поскольку это богослужение завершается крестным ходом, который прообразует то маленькое шествие Никодима и прав. Иосифа Аримафейского с женами-мироносицами для возложения тела Спасителя в новом гробе возле подножия у Гефсиманской горы.
Мы говорим всегда о Голгофской жертве как о вневременном событии, которое хоть и происходило в истории, не имеет для человечества исторических и географических рамок, потому что Христос распялся для всех и воскрес для всех. Поэтому каждый из нас этим богослужением словно погружается в саму суть происходящих событий потому, что они сакраментальны и человек должен поверить в победу Христа над смертью и воскресение человечества. Апостол Павел называет Христа первенцем, первым их тех, кто воскресает.
Плащаница, как икона, является святыней для православного человека. И каждый может почтить Ее своим целованием или молитвой. Согласно предписаниям духовенства, основные сакраментальные моменты уставных богослужений совершаются возле Плащаницы: чтение апостолов, Евангелий, молитв, ектений.
протоиерей Сергей Ющик, первый пророектор КДАиС.