ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЦЕРКОВНЫЙ КОМПЛЕКС « ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ. ХРАМ ПРОРОКА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ИОАННА В СЕЛЕ ИВАНОВА ГОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ »
Добрый пастырь
Добрый пастырь
Воспоминания Наталии Литмановой, правнучки последнего настоятеля Иоанно-Предтеченского храма о. Петра Лебедева.
Добрый пастырь с Ивановской горы.
17 декабря 1893 года в храме Рождества Иоанна Предтечи, на погосте Ивановской горы Серпуховского уезда появился новый священник. Это был иерей Петр Иванович Лебедев. Родился будущий ревностный пастырь 15 июня (ст.ст.) 1857 г. и был крещен 21 июня в Покровской церкви села Лысцово Коломенской округи Московской епархии. Мальчик рос в семье благочестивых родителей, принадлежавших к духовному сословию. Его отец — Иван Петрович Лебедев — был дьячком сельской церкви, мать — Елисавета Симеоновна Лебедева (урожденная Лысцовская) — происходила из семьи потомственных священнослужителей (1). У супругов Лебедевых было пятеро детей, двое из которых умерли во младенчестве. Петр был вторым ребенком, младшей была его сестра Клавдия. Дядей отца Петра, братом Ивана Петровича, был выдающийся ученый богослов Алексей Петрович Лебедев. Алексей Петрович Лебедев (1845-1908) – магист богословия, известный ученый, посвятивший свою жизнь только науке. С 1880 по 1905 г. преподавал в Московской Духовной Академии. С 1905 года, уже будучи экстраординарным профессором, заведовал кафедрой на историко-филологическом факультете Московского Университета. К 1905 году вышли в свет 10 томов его трудов «История Церкви». Позднее были напечатаны еще два тома.
Петр Лебедев, окончив духовное училище, поступил в Вифанскую духовную семинарию. По окончании семинарии Петр Лебедев некоторое время исполнял должность надзирателя московского Мещанского училища, а позднее стал учителем народной школы в Волоколамском уезде Московской губернии. В сентябре 1879 года Высокопреосвященнейшим Митрополитом Макарием он был определен во псаломщики в московскую Троицкую единоверческую церковь. Тогда же 14 октября Петр Иванович обвенчался с дочерью диакона Всехсвятского единоверческого девичьего монастыря Татиане Григорьевне Соколовой (1851-1910) — потомственной почетной гражданке (2). В Москве у Лебедевых родились две дочери — Елисавета и Екатерина. 29 июня (ст.ст.) 1884 года Петр Иванович Лебедев был рукоположен во священники и определен на служение в Михаило-Архангельскую единоверческую церковь в Михайловской слободе Бронницкого уезда Московской губернии. Здесь у них родились еще трое детей – Виктор, Варвара и Иоанн. Одной семьей с ними жили Клавдия, родная младшая сестра батюшки, и Мария, сестра матушки, помогавшие вести хозяйство. 17 декабря 1893 года Высокопреосвященнейшим Митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) отец Петр был перемещен к Иоанно-Предтеченской церкви погоста Ивановской горы Серпуховского уезда Московской епархии (3). На новое место переехали всей большой семьей. На горе перед храмом был тогда пустырь. Отец Петр купил эту землю, построил на ней дом, сам насадил большой сад: 30 яблонь со стороны церкви и 20 — с другой, а также вишню, смородину, малину. Все было посажено аллеями. Кроме того отец Петр для пропитания большого семейства завел домашний скот – лошадь, корову, овец, коз, держал кур, уток, занимался пчеловодством. Под горой в тех местах протекала река Нара, а чуть поодаль находился святой источник преподобного Сергия Радонежского. Справа, за оградой храма, стоял двухэтажный кирпичный дом, в котором располагалась богадельня. Одно из помещений в этом доме занимал директор местной школы (после революции он станет председателем райсовета). Напротив храма находился дом диакона. На месте нынешней водокачки стоял деревянный дом, где жили просфорня и уборщица с семьей, у которых был свой сад. Сад батюшки и их сад соприкасались.(Из воспоминаний внука отца Петра Лебедева – Владимира Сергеевича Казанцева (†2010 г.))
На этом святом месте началось пастырское и миссионерское служение отца Петра. Он вел постоянную духовно-просветительскую работу как среди местных крестьян, так и среди фабричных рабочих. Начинался упорный кропотливый труд в условиях, которые можно назвать «симфонией властей». Духовный пастырский труд взял на себя отец Петр Лебедев, материальную поддержку богоугодным делам оказывали владельцы находившейся неподалеку суконной фабрики Хутаревы. Без их помощи просветительство в больших масштабах было бы невозможно. В соответствии с Высочайшим Указом и по распоряжению Духовной Консистории в приходе Иоанно-Предтеченской церкви в конце XIX — начале XX века при деятельном участии о.Петра открылись новые школы: в Нижних Велемях, в деревне Глубоково и в Верхних Велемях — школ грамоты, в деревне Городеновской — церковно-приходская школа, где заведующим и законоучителем стал сам отец Петр. «Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III» открыло бесплатную библиотеку, духовный надзор над которой возложили на отца Петра Лебедева. Наиболее востребованными были книги исторического и религиозно-нравственного содержания. Ежегодно с октября по Пасху при фабрике Хутаревых регулярно проводились вечерние чтения на религиозно-нравственные, исторические и бытовые темы. Отец Петр Лебедев состоял членом серпуховского отделения Епархиального училищного совета. Одиннадцать лет он был духовным следователем 2го Серпуховского уезда, твердо пресекая всякие проявления греховной нетрезвой жизни. Известно, что до прихода батюшки в храме на Ивановской горе по разрешению Московской Духовной Консистории в праздники торговали крепкими напитками (4). В 1910 году в Иоанно-Предтеченском приходе открыли Общество (братство) трезвости, которое возглавил сам настоятель храма — отец Петр Лебедев. В феврале 1911 года отца Петра назначили благочинным 2го округа Серпуховского уезда. В округе тогда было девятнадцать церквей (см. дополнение 1). К тому времени отец Петр уже овдовел. Его дети получили духовное образование. Сыновья, окончив в Москве духовное училище и Московскую духовную семинарию, и дочери, закончив Филаретовское Епархиальное женское училище, — по примеру отца самоотверженно служили делу народного просвещения в разных школах Московской Епархии. Одна из дочерей — Екатерина — оставалась с отцом и была помощницей батюшке, пока не вышла замуж и не уехала (см. дополнение 2). «Батюшка благочинный» — так к нему обращались — имел приятную благообразную внешность, отличался добрым нравом, образованностью и высокой культурой (см. дополнение 3). Он хорошо разбирался в медицине, отдавая предпочтение гомеопатии. Говорили, что из него получился бы прекрасный врач. Отец Петр был строг, но справедлив, не терпел кляуз и никогда не жаловался. Он был большим знатоком и любителем книг. В его доме была собранная им богатейшая библиотека, в которой было много редких, древних и старинных книг, в основном религиозного и исторического содержания. Эту уникальную библиотеку батюшка собирал всю жизнь — не только для себя: ей могли пользоваться все желающие. Когда дети отца Петра обзавелись семьями, то съезжались к отцу и дедушке на лето. Внучка отца Петра Зоя Канардова (†2008г.) позднее вспоминала, что как бы поздно не ложилась она спать и как бы рано не вставала, никогда не видела дедушку отдыхающим и не знала, спал ли он вообще. Впрочем, много трудились все домашние — кто на скотном дворе, кто на огороде и в саду, кто в доме, благо работы было хоть отбавляй. Примером для всех служил сам батюшка, который трудился, не покладая рук с утра и до глубокой ночи. В какое бы время к нему не приходили с просьбами, он садился на своего любимого рыжего мерина Ваську и ехал помочь нуждающемуся. А когда наступала пора сенокоса, батюшка трудился наравне с крестьянами. Все знавшие батюшку любили и почитали его, нередко к нему приезжали за советом и помощью из других городов. В престольный праздник Иванов день, когда Православная церковь вспоминает Рождество Крестителя Господня Иоанна Предтечи, из Москвы приезжал известный бас Пирогов, певший в столице в Большом театре, а здесь у отца Петра он вместе с певчими вставал на клирос. В этот день из Серпухова привозили много разнообразных товаров и в бору устраивали для народа большую, богатую ярмарку-гулянье. В день празднования памяти Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (Петров день) из Москвы приезжал архиерей в сопровождении протодиакона — поздравить благочинного и настоятеля храма отца Петра с днем Ангела. После торжественного праздничного богослужения и поздравлений маститого пастыря празднование также продолжалось гуляниями в бору. Такой же праздник состоялся на Ивановской горе 29 июня 1914 года, а через месяц в том роковом для России году началась Первая Мировая война и вся русская жизнь — народная и церковная — пошла по другим путям. На Ивановской горе в здании богодельни открывают лазарет для раненых и больных воинов Русской Армии — самый большой во 2ом округе Серпуховского уезда. Этот лазарет существовал в основном на средства церкви Иоанна Предтечи и доброхотных жертвователей, среди которых самыми щедрыми были местные фабриканты Хутаревы (5). В это время старостой (ктитором) храма был 33-летний Василий Андреевич Хутарев -подпорутчик артиллерии, кавалер Ордена Святого Станислава 3 степени, потомственный почетный гражданин, попечитель школ грамоты Серпуховского уезда. Староста и настоятель Иоанна Предтеченского храма отец Петр Лебедев принимали самое деятельное участие в судьбах раненых и больных воинов, постоянно оказывая им материальную помощь и духовную поддержку. За свое многолетнее усердное служение у Престола Божия, за миссионерские труды и общественно-полезную деятельность отец Петр Лебедев неоднократно награждался как церковными, так и светскими властями. Архивные документы свидетельствуют, что в разные годы он был награжден и поощрен набедренником, скуфьею, серебряной медалью на Александровской ленте в память царствования императора Александра III, Библией от Святейшего Синода, камилавкой, наперстным крестом и сопричислен к ордену Святой Анны III степени (в настоящем списке приведены награды о.Петра, полученные им до 1914 года). Найденные в архиве документы, датированные 1914-1917 годами, свидетельствуют, что в это время отец Петр был уже протоиереем.
* * *
После революции, когда началась коллективизация и местная власть оказалась в руках полуграмотных рабочих, именно отец Петр взялся обучать их правильному ведению хозяйства и агрономии. В хорошую погоду на крылечке вокруг него собирались эти великовозрастные ученики с тетрадками, прилежно внимая каждому его слову. Впоследствии многие из них ходатайствовали перед властями о сохранении храма, в котором отец Петр продолжал служить. И только в 1929 году старинный храм Иоанна Предтечи на Ивановской горе был закрыт и богослужение в нем прекратилось. Но до самой кончины его многолетнего настоятеля отца Петра закрытый храм не трогали. Каждое лето новые власти, организовав на Ивановской горе пионерский лагерь, размещали вожатых и детей в двухэтажном кирпичном доме рядом с храмом.
Несмотря на враждебное отношение новых властей к церкви, верующим и особенно к духовенству, отец Петр Лебедев их не боялся. Все поражались его открытым и прямым с ними отношениям. Несколько раз его забирали в местную ЧК, но по ходатайству односельчан и жителей округи отпускали. Однажды, когда отец Петр отсутствовал, в его доме разграбили его уникальную библиотеку. По другим свидетельствам, ее сожгли на его же дворе. Вскоре после этого отец Петр тяжело заболел. В последний год жизни всякий раз, когда его должны были забрать, батюшку заранее предупреждали и прятали добрые люди.(Из воспоминаний внучки отца Петра Зои Канарзовой (†2008).мм)
В октябре 1935го года отца Петра не стало. «Не стало нашего просветителя», — сокрушались в народе. Похоронили отца Петра напротив алтаря храма, в котором он прослужил почти сорок лет.
В 1937 году старинный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи на погосте Ивановской горы Серпуховского уезда взорвали. Ничего не осталось и от могилы отца Петра Лебедева. Пытались взорвать и колокольню, но мощное сооружение устояло, только фундамент треснул. Видимо тогда не хватило взрывчатки — вся была истрачена на храм, от которого камня на камне не осталось.
* * *
Изучая архивные документы дореволюционного периода, ясно понимаешь, как постепенно, шаг за шагом, шел наш народ к безбожной революции. Метрические книги свидетельствуют, что в начале XX века росло число незаконнорожденных детей, их отдавали в приюты, где большинство младенцев вскоре умирали. Тем временем ненавидевшие православную Россию профессиональные революционеры готовились к перевороту самым тщательным образом.
В отчетах о состоянии промышленных заведений за 1915 и первую половину 1916 года можно обнаружить подробные сведения буквально обо всем, начиная с машин и до буханки хлеба, и полную инвентарную опись всего имущества и продуктов на складах, с указанием их местонахождения (7). Из отчета Нехорошевской второклассной женской школы в Серпуховскую Земскую Управу узнаем, что в 1903 и 1904 учебном годах в школе начата была «перестройка», в результате чего было сокращено: «уроков по русскому языку и славянских уроков вдвое, что сказалось на успеваемости учеников, что прислуга отказывалась передвигать котлы для приготовления пищи для учеников, отчего было сокращено почти вдвое количество учащихся».(8) Архивные дела, как например, дело Московской Духовной Консистории о разрешении выставки-продажи крепких спиртных напитков на церковной земле, свидетельствует о падении нравственности в народе (9). И пожалуй, о самом печальном — об отсутствии должного религиозного воспитания православных детей в местных земских школах — свидетельствует следующий архивный документ: «печально, что из числа 79 благочинных округов только 28 благочинных озаботились исполнением распоряжения Епархиальной власти по столь важному предмету, как религиозное воспитание детей школьного возраста. Консистория требует исполнения указанного распоряжения. Митрополит Макарий. Ноябрь 1915го года.»(10)
И наконец — еще один архивный документ: « По указу Его Императорского Величества о назначении в действующую армию священства» от благочинных Серпуховского уезда никто не изъявил желания поступить в полковые священники(11). Этот о многом говорящий документ датирован декабрем 1916 года. Именно в это время в Церкви нашлись силы, которые в духе времени требовали «демократических» преобразований. Этому как могло противилось православное духовенство — благочинные и настоятели приходов. Так, на указ Московской Духовной Консистории от 4 апреля 1916 года за № 4773 собравшиеся на благочиннеческое пастырское собрание под председательством отца Благочинного 2 округа Серпуховского уезда священника Петра Лебедева 31 мая 1916 года написали письмо в Консисторию: «Что же касается мнения Московского столичного Совета о.о. Благочинных по вопросу о приходах, то Благочиннейшее собрание никаких поправок, изменений и дополнений не предложило. В частности по вопросу о выборном начале духовенства Собрание единогласно признало таковое начало недопустимым, в особенности, если избрание будет представлено малокультурным деревенским прихожанам. Далее идут 19ть подписей».(12) Через несколько месяцев произойдет февральская революция и Россия на долгие годы погрузится в кровавый хаос. Приходит на память пословица: «Гром не грянет — мужик не перекрестится». И невольно задумываешься: была ли жива вера в поголовно крещенном русском народе и в среде православного духовенства накануне грядущей национальной катастрофы?! И как ни прискорбно, но остается фактом, что почти сразу после свершившейся революции в Духовную Консисторию посылалось множество писем от нижних церковных чинов с требованиями пересмотра их доходов и участия на равных в подсчете церковных доходов и их распределении. А, к примеру, в коллективном письме в Консисторию рабочие московского свечного завода требуют выдать им и к Рождеству дополнительный оклад, и к Пасхе дополнительный оклад, а далее, в зависимости от стажа, их зарплата должна удвоиться, иначе они не выйдут на работу(13).
В 1917 году Святейший Синод выделил из кредита чрезвычайной сметы в пособие духовенству весьма значительную сумму. Эти деньги достались в основном нижним церковным чинам. Так, благочинию 2 округа Серпуховского уезда было выделено 4624 рубля 59 копеек. Иоанно-Предтеченский приход на Ивановской горе получил 82 рубля 62 коп. Из них диакон Иоанн Пятикрестовский — 41руб.31 коп., псаломщик Михаил Соколов — 27 руб. 54 коп. Меньше всех получил настоятель храма протоиерей Петр Лебедев — 13 руб. 77 коп ().14 Так было положено начало уничижению православного духовенства. Но это было только началом перемен. Ниже приводим найденный в архиве документ, характеризующий эти перемены. Это приложение к докладу протоиерея С.К.Махаева о его поездках на благочинническое собрание: «Считаю долгом присовокупить, что духовенство уполномочивало меня доложить в Церковное Управление их ходатайство о выяснении правового положения духовенства в деревне. 1. Согласно существующим законоположениям бывшие помещичьи и церковные земли поступают в фонд бедноты, но на самом деле они все распределяются между крестьянами — по едокам, а бедноте предоставляется по одной десятине на дом, независимо от количества едоков, так же распределяются и полосы: — для крестьян — по едокам, для бедноты — по одной «косе» на дом. А между тем все без исключения налоги, даже на ценность имущества распределяются по домам — поровну, независимо от количества скота, инвентаря, едоков и т.д. Служителям культа, желающим возделывать землю собственными силами, дается таковой наравне с означенной беднотой, с несением всех означенных несправедливо распределяемых налогов. Если же они желают иметь надел земли, в количестве достаточном для прокормления семьи, им предложено снять сан. 2. Глубокие старцы из духовенства ставят вопрос об освобождении от трудовых повинностей и натуральных, связанных с тяжелым трудом (как-то пилка дров, подвоз их к станции, школам, подвоз грузов и т.д.). 3. Большинство просит помочь в борьбе с кулацкими элементами и лицами открыто заявляющих о своих атеистических убеждениях, и тем не менее заявшими в церковные советы и бесконтрольно распоряжающимися как церковными суммами, так и церковными делами. Протоиерей Сергей Махаев» (15). Этот документ датирован 1922 годом. Впереди и духовенство, и верующих, и весь наш народ ожидали беды и испытания еще более страшные — за отступление от Бога. Фабрика Хутаревых после революции продолжила свое существование под новым присвоенным ей в 1917 году в духе времени названием – «Пролетарий». Во время Великой Отечественной войны она пережила эвакуацию в Казахстан. Пережившие войну очевидцы рассказывают, что над Ивановской горой часто летали немецкие самолеты, но на нее не упало ни одной вражеской бомбы. Может быть, это Сам Господь, Иоанн Предтеча и преподобный Сергий хранили это святое место.
С недавнего времени, после долгого перерыва, в старинной фабрике Хутаревых вновь открыто чулочно-носочное предприятие.
* * *
В 1990 году мы с сестрой решили посетить Ивановскую гору. Первые впечатления были удручающими: полуразрушенная колокольня, котлован с обломками кирпичей, люди, разгуливающие в полосатых пижамах — здесь тогда размещалась психбольница. И только необычайная красота этих мест да мирно живущие на колокольне черные вороны несколько сгладили тяжелое впечатление. В начале нового тысячелетия снова появилось у нас желание съездить в памятные места на Ивановскую гору. А приехав, мы не поверили своим глазам: новая ограда, на ней табличка: «Патриаршее подворье на Ивановской горе». Около полуразрушенной колокольни аккуратно сложенные кирпичи и другие строительные материалы. Как вскоре выяснилось, было принято решение восстановить уникальную Ивановскую колокольню. Труды по восстановлению колокольни взял на себя храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Городне (Москва). Общее руководство восстановительными работами возложили на настоятеля Покровского храма — отца Евгения Жиганова и старосту Валентину Алексеевну Милохову. Когда началось восстановление, сюда из Серпухова в дни церковных праздников приезжал священник, служил молебен и панихиду. Теперь здесь постоянно находится отец Сергий Мельникас. Богослужения он совершает в домовом храме. Первая Божественная литургия была совершена в день празднования Рождества Христова в 2004 году. И снова, как сто лет назад, православный народ стекается на Ивановскую гору.
* * *
Пришлось мне прошлым летом потрудиться педагогом в младшей группе детского лагеря от киностудии им. Горького, который находился в тех местах. Вела кружок лепки. Лепили из пластилина и красной глины, той самой, из которой Диомид Митрофанович Хутарев построил свою знаменитую фабрику и жилые дома для рабочих. Дети сами выкапывали слои красной глины и такие радостные, счастливые несли ее в лагерь и лепили, лепили… Такое чудо! А однажды мы с детьми пошли на экскурсию на Ивановскую гору. Ребятишки захотели оставить что-нибудь на память об этих чудных местах: рисовали колокольню и разгуливающих около нее гусей, зорко смотрящих вокруг, кота, поле, реку, крест над восстановленным надгробием последнего настоятеля Иоанно-Предтеченского храма отца Петра Лебедева и, конечно, наши любимые березки. Писали стихи. А одна девочка лет девяти написала:
«Россия, родина моя, Люблю тебя как солнце ясное, Люблю тебя как мать родную, Люблю тебя как жизнь свою»!
И как знать, может, им, непослушным, кажущимся порой неисправимыми, и дано будет постигнуть Божий Промысел о России и возродить ее былую красоту и величие. Ведь нет ничего невозможного у Бога.
Москва, 2003- 2010гг
Дополнение 1
В Благочиние 2го округа Серпуховского уезда входили следующие села и погосты: 1. Преображенская, села Темни; 2. Зачатьевская, села Лопасня; 3. Христо-Рождественская, села Сенина; 4. Михаило-Архангельская, села Нехорошего; 5. Иоанна-Предтеченская, погоста Ивановской горы; 6. Успенская, села Кузменок; 7. Николаевская, села Кулакова; 8. Кресто-Воздвиженская, села Лукина; 9. Спасская, села Рай-Семеновского; 10. Георгиевская, села Капустина; 11. Иоанно-Милостивская, села Ивановского; 12. Николаевская, погоста Ровок; 13. Николаевская, села Стремилова; 14. Михаило-Архангельская, села Хлевина; 15. Владимирская, села Бородинского-Дубны тож; 16. Троицкая, села Никажели; 17. Христо-Рождественская, села Рождествена на Черничне; 18. Скорбященская, погоста Бобровок; 19. Иоанно-Предтеченская, села Садков.
Из книги «Список церквей Московской Епархии за 1912-13 гг. по сорокам»
Дополнение 2
Екатерина (1882-1951гг.) — дочь батюшки, потомственная почетная гражданка, обвенчалась 24 октября 1910 г. с Сергеем Константиновичем Казанцевым (1880 – 1924 гг.), законоучителем и псаломщиком Московской Николаевской церкви у Московских ворот, окончившего Вифанскую и Московскую духовные Семинарии. После революции он примет сан священства и будет служить в храме Сошествия Святаго Духа на Апостолов на Лазаревском кладбище Москвы. Там же и похоронен. Старшая дочь батюшки – Елисавета (1880 – 1930гг.), вышла замуж за псаломщика церкви при Епархиальном свечном заводе Канардова Ивана Ивановича (1869 – 1931гг.), сына священника, в дальнейшем ставшего диаконом.
Брат Ивана Ивановича — Петр Иванович Канардов (1879 – 1937гг.) – настоятель храма Большого Вознесения на Гороховом поле (ул. Радио в Москве). Был уведен работниками НКВД прямо со службы «26декабря 1936го года за контрреволюционную агитацию, сослан в Казахстан на 5 лет. Ссылку отбывал ст. Щербакты Цурюпинского района Павлодарской области. Арестован в Щербакты 18 ноября 1937го года. 25 ноября 1937гогода заседанием тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области вынесено постановление: Канардова П.И. расстрелять. Приговор приведен в исполнение 28 ноября 1937го года в 2 часа ночи. Место погребения неизвестно». (Архив ДКНБ по г. Павлодару и Павлодарской области. Дело №01657). В 2000 году причислен к лику святых.
Третья дочь отца Петра Варвара (1887 – 1964гг.) вышла замуж за учителя, позднее ставшего директором Спас-Темнинской земской школы – Сергия Чистякова, погибшего на фронте в 1943 году.
Сын отца Петра – Иоанн (1891 — 1975гг.), учитель Петровской земской школы Серпуховского уезда, вскоре ставший директором. Женился на учительнице этой же школы Анне Михайловне Федосовой, которая заболела туберкулезом, из-за чего им пришлось уехать в Краснодар для лечения. Один из сыновей отца Петра – Виктор, умер в возрасте 28 лет в 1912 году.
Дополнение 3
Внук батюшки Алексей Канардов († 1996г.) вспоминал: «Дедушка был красивый, благородный и одаренный человек. Помогал всем нуждающимся бескорыстно. В 1917 году отпавшие от церкви и Бога крестьяне и рабочие во главе с Председателем райсовета, приходившие раньше к отцу Петру за помощью, советом и благословением, ворвались в дом и во двор выбросили все, что смогли, из имущества и пожитков семьи священника. И все это сожгли у него на глазах. Чуть позднее начались доносы».
Примечания. 1. ЦИАМ, фонд 203, опись 745 т.3, дело 2007. 2. ЦИАМ, фонд 203, опись 768, дело 19. 3. ЦИАМ, фонд 1371 опись 1, дело 13. 4. ЦИАМ, фонд 203, опись 674, дело 179. 5. ЦИАМ, фонд 203, опись 759, дело 2169. 6. ЦИАМ, фонд 203, опись 780, дело 5008. 7. ЦИАМ, фонд 194, опись 2, дело 158. 8. ЦИАМ, фонд 194, опись 2, дело 95. 9. ЦИАМ, фонд 203, опись 674, дело 179. 10. ЦИАМ, фонд 203, опись 759, дело 1909. 11. ЦИАМ, фонд 203, опись 759, дело 406. 12. ЦИАМ, фонд 203, опись 759, дело 593. 13. ЦИАМ, фонд 203, опись 759, дело 568. 14. ЦИАМ, фонд 203, опись 757, дело 3662. 15. ЦИАМ, фонд 2303, опись 1, дело 278.