РОЖДЕСТВО ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧЕ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.

Когда Незаходимое Солнце правды – Спаситель наш восхотел воссиять миру и уже преклонил небеса и вселился в чистейшую девическую утробу, в это самое время должно было совершиться от неплодной рождение денницы Его – святого Иоанна Предтечи: ему, как провозвестнику, надлежало предшествовать явлению Господа, проповедуя и говоря: «идет за мною Сильнейший меня» (Мк.1:7).
И вот, когда исполнилось святой Елизавете время родить, она родила сына в старости своей, от заматоревшей утробы, как в древнейшие времена родила Сарра Исаака. Так одно чудо предваряет другое: прежде чем Дева рождает Христа, заматоревшая во днях своих рождает Предтечу Христова, чтобы видевшие сверхъестественное рождение от состарившейся, поверили и преестественному рождению от небрачной девицы и сказали себе: «всемогущая Десница Божия, разрешившая неплодство старицы, сильна и нетленную Деву соделать чистою Матерью». Потому-то чудесному рождению Спасителя мира предшествует чудесное рождение Предтечи. Этому надлежало быть для того, чтобы одним чудом приготовить мир к восприятию другого чуда: увидев матерь, заматорелую во днях своих, люди становились более способными к лицезрению Приснодевы, родившей Сына; сделавшись свидетелями дивного рождения от престарелой Елисаветы, они приуготовлялись к вести о «странном» рождении Христа от Девы. Ибо в том и другом событии, по воле Всемогущего Бога, Коему повинуется всякое естество, «чин рождения препобедил естества уставы»[1].
Читать далее

7 июля — Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

 

 

 

С юных лет Иоанн жил в пустыне и там проводил время в посте и молитве, питаясь диким медом, акридами и водой, носил одежду из верблюжьей шкуры. Когда ему исполнилось тридцать лет, он начал проповедь на берегах Иордана. Свиток в руках говорит о начале проповеди, отсеченная голова — о мученической кончине, древо и топор как аллегория его проповеди: «Покайтеся, приближается царствие небесное, уже бо секира при корне дерева лежит: всяко убо древо не творящее плода добра пресекается» (Лк. 7; 24—28). Эти слова перекликаются с проповедью Христа. Иоанн изображен на фоне горок, которые не только конкретизируют место аскезы, но являются символом возвышенного ума и духовного очищения — мира горнего. Чаша с главой Предтечи — параллель жертвенной чаши Евхаристии: Иоанн предшествовал Христу и рождением, и смертью.
Читать далее