Погост Иванова гора возле деревни Глубоково, что в Серпуховском уезде — место горное. На высоком холме, у подножия которого протекает река Нара, возвышается остроконечная колокольня. Если на неё смотреть из-под холма, то кажется, что она протыкает небо.
 
   До конца ХIХ века здесь находился огромный пень от дуба, который по преданию посадил преподобный Сергий Радонежский. Именно на этом месте в конце 1890-ых тщанием хозяина местной суконной фабрики Диомида Митрофановича Хутарева выросла эта грандиозная 80-метровая колокольня в неовизантийском стиле.

  Уже много лет каждый Рождественский сочельник мы приезжаем сюда на службу в Иоанно-Предтеченский приход. Настоятелем здесь служит чуткий человек и мудрый пастырь — отец Владимир Навроцкий. А когда-то давным-давно на его месте нёс свой крест священник Пётр Лебедев.
  В нынешнем Ионанно-Предтеченском приходе, который ютится в старинном здании бывшей богадельни, выставлена чёрно-белая фотография. На ней изображена группа людей, живших здесь больше ста лет назад — тот самый настоятель храма, дьякон, пономарь, просвирня и сын священника. Групповой портрет вроде бы ничем особо не примечателен, но он оживает и превращается в подлинную историю, когда ближе знакомишься с одним из его персонажей.
  Вглядываешься в батюшку на снимке — вроде бы классический образ старосветского попа с густой бородой да с брюшком. Но приходская летопись, воспоминания современников и свидетельства местных краеведов раскрывают любопытные детали его жития.
   Отец Пётр Иванович Лебедев служил здесь настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи с 1893 года. Приехал он на Иванову гору вместе со всей семьёй — женой Татианой Григорьевной Соколовой и пятерыми детьми. Новый настоятель выкупил пустырь вокруг храма, построил дом, посадил большой яблоневый сад с аллеями и завёл домашнее хозяйство со скотиной и пасекой.
   Местному люду из окрестных деревень долго присматриваться к новому батюшке не пришлось. Сразу стало понятно, что человек он активный и деятельный, на печи лежать не привык. Добродушный и общительный пастырь легко шёл на контакт с местными жителями, благодаря чему организовал широкую духовно-просветительскую работу как среди крестьян, так и среди рабочих суконной фабрики, расположенной в соседнем селе.
    При храме он содержал богадельню для калек и нищих, открыл в соседних сёлах три детских школы грамоты и одну церковно-приходскую школу, где сам был заведующим и законоучителем. Кроме того, он руководил общественной библиотекой при местной суконной фабрике, где проводил вечерние чтения на самые разные темы: религиозно-нравственные, исторические и бытовые
Чтобы бороться с пагубным грехом пьянства среди местных работяг, отец Пётр в 1910 году организовал и возглавил братство трезвости. Не гнушался пастырь и простой мужицкой работы: ходил с крестьянами на покосы и вкалывал наравне со всеми.
   Стремясь помочь людям, отец Пётр быстро обзавёлся общественными должностями: состоял членом серпуховского отделения Епархиального училищного совета и
духовным следователем 2-го Серпуховского уезда, пресекая всяческое беззаконие со стороны властей и простых людей.
 Немудрено, что среди местных жителей он пользовался огромным авторитетом.
За духовным и житейским советом к нему приходили не только местные жители, но и приезжие из больших городов. В те времена каждый прихожанин в околотке знал — если от батюшки понадобится соборовать, исповедать, причастить тяжко болящего или подсобить в любом другом деле, тот и днём, и ночью, и в метель, и в ливень прыгнет на своего рыжего мерина Ваську и стремглав помчится на выручку, куда его позовут
А в престольный праздник в Иванов день отец Пётр после Литургии устраивал в бору для честного народа ярмарку-гулянье.
  С началом Первой Мировой отец Пётр превратил богадельню в лазарет для раненых и больных воинов Русской Армии — самый большой во 2-ом округе Серпуховского уезда. Этот лазарет существовал в основном на средства церкви Иоанна Предтечи и других жертвователей. Ощутимую поддержку в благотворительной деятельности церковного прихода оказывали местные фабриканты Хутаревы
  Авторитет протоиерея Петра Лебедева среди местного населения был настолько велик, что новая власть, пришедшая сюда в 1917-ом, не решалась закрыть его приход вплоть до 1929 года. В течение этого времени его несколько раз забирали в ЧК, но местные жители становились за него горой, и его отпускали. По этой причине большевики не решались трогать закрытый храм вплоть до самой кончины отца Петра.
  Через два года после его смерти, в 1937 храм Рождества Иоанна Предтечи 1722 года постройки на погосте Ивановой горы Серпуховского уезда взорвали. Могилу отца Петра Лебедева большевики сравняли с землёй. Пытались они взорвать и колокольню, но она выстояла — только треснул фундамент. Видимо, не хватило взрывчатки, поэтому и стоит до сих пор…
  Вот такая простая история про простого попа, который жил среди наших предков сто лет назад. И сколько таких попов Русь-матушка вскормила — не сосчитать. Вечная им память.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *