О ПОКАЯНИИ В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

В прошедшую субботу на всенощном бдении мы первый раз в этом году слышали пение тропаря «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Начались подготовительные недели к Великому посту.

Вспомним слова самого тропаря: «Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен». Отношение к храму во многом является идентификатором нашего духовного состояния. Насколько мы реально искренне туда стремимся? Не понуждаем, потому что так нужно (хотя в этом нет ничего предосудительного), а именно стремимся. Ведь обращенные к Богу слова должны быть лишены даже малейшей доли формализма. Если мы поем, что душа наша стремится к храму, потому что ее храм весь осквернен, то это необходимо чувствовать, осознавать, понимать каждой частичкой своего естества. Но с чего начать? Здесь нам на помощь, в принципе, как всегда, приходит святоотеческая мысль.

«Начало покаяния – осуждение грехов», – пишет святитель Иоанн Златоуст. Нужно четко видеть свой грех в себе самом и ужаснуться его черноты. Мы же постоянно, как правило, грешим одним и тем же. Бывает, годами вступаем в одну и ту же грязь. Только от одного этого факта должно быть ужасно стыдно, стыдно, даже просто поднять глаза на икону и посмотреть на светлый Лик Спасителя. Но Кому нам идти как не к Нему? «Осуди и ты свои грехи, – продолжает Златоуст, – этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший свои грехи не так скоро решится опять впасть в них».

Задумайтесь еще вот над чем: у нас огромное количество мелких пороков, которые мы постоянно исповедуем, но которые также постоянно продолжаем совершать. Они будто составляют некий греховный «фон» нашей жизни, к которому мы привыкли, и который даже стали воспринимать как норму.

«Если уничижишь себя, то найдешь покой, потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях», – говорит преподобный Пимен Великий. Эти слова я привел не просто так. О самоуничижении ради покаяния мы слышали много раз, но здесь важно четко разделять подлинное покаяние и формирование неврозов через самокопание и «отцеживание комара», когда мы, например, ненавидим себя за съеденные в пост 0,02% сухого молока в печенье. Повторюсь, ненавидеть нужно не себя, как человека и личность, а грехи в себе. Кроме того, слова преподобного Пимена говорят нам, что настоящее покаяние дарует внутренний покой, позволят сохранять терпение. Получается, что если при самоукорении не обретается покой, то и значит, что-то мы делаем не так.

Следует также напомнить, что осуждение других и покаяние – несовместимы. «Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние», – наставляет нас преподобный Исайя Отшельник. Добавить что-то к этому трудно. Выводы – очевидны. Единственное, что еще хотелось бы сказать, так это о недопустимости накладывания «штампов» на ближнего. Даже если он совершил грех, и нам уж никак не избежать разговора об этом, то говорить нужно о поступке человека, а не о нем самом.

Любой хороший труд, а в особенности покаянный, обязательно столкнется с рядом препятствий. Мы же все «лошадки», которые пытаются сбежать из дьявольского «стойла», естественно, что нас нужно всеми силами и способами в это «стойло» вернуть. В любой борьбе упорство – необходимое условие победы, тем более, в борьбе духовной.

протоиерей Владимир Долгих

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *