15 февраля — Сретение Господа Нашего Иисуса Христа.

Сретение — это не просто встреча души с Богом. Это встреча души истосковавшейся, соскучившейся в последней степени, ничего больше не желающей знать кроме Господа своего… души, совершенно забывшей себя и весь мир в своей любви и стремлении воочию узреть Бога, встретиться с Ним, соединиться так тесно, как это только возможно для человека! Праведный Симеон – это живой образчик боголюбивой души, и таким должен стать каждый из нас. Только так и никак иначе!

… За окном февраль, но уже веет близостью весны, и при ярком солнце начинается капель веселого талого снега. Уже весеннее солнце быстро набирает силу и с южной стороны храма начинает золотить иконостас; ярко сияют в свете солнечных лучей главные иконы его первого ряда… И как удивительно и как несказанно хорошо, когда представляешь себе эти дрожащие старческие руки, принимающие любовно и осторожно Сорокодневного, глаза, устремленные на это маленькое существо.

Как близок Бог! Умом не разуметь.
Глаголом не коснуться дивной сути.
И только сердце не престанет петь,
Что Благ Господь! И Милостив! И Чуден!

… «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» — гласит Священное Писание. И кому как не ему, Симеону, священнику, предстоящему перед жертвенником в храме Господнем, было знать, что Бог требует особого благоговения и собранности в служении Ему.

Этот седовласый праведный старец в душевном умиротворении и тишине, под неяркий свет от свечи, переписывал перевод пророчеств пророка Исайи. Хорошо известный Симеону текст шел гладко, строфа к строфе, «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Но вдруг он спохватился, как же дева может родить? После минутного замешательства подумав, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять«молодая женщина», св. Симеон посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока своими глазами не увидит эту Деву, и этого Младенца и не убедится в истинности пророчества Исайи.

И вот потекли годы, десятилетия. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения. Но обещание Ангела давало силу нести бремя жизни…

.. Долгожданная гостья появилась совсем просто, одетая скромно, и, пожалуй, бедно. Перед Ее входом в храм не было пышных процессий, песней с тимпанами и ликования толпы. Рядом был лишь человек преклонных лет, в глазах которого светилась бесконечная любовь и нежность к Ней и Ее Младенцу. Изящная, ростом чуть выше среднего, с оливковой кожей лица и темными задумчивыми глазами, как будто и не замечавшая своей необыкновенной красоты, Она поднималась навстречу Симеону по ступеням храма. Он узнал Ее Духом. Узнал еще до того, как смог различить черты лица, по Ее поступи, по складкам длинного покрывала, по нежному силуэту фигуры, соединившему простоту и целомудрие Девы. Она не видела Себя, как большинство тех счастливых матерей, которые являются центром всеобщего внимания вместе с новорожденным ребенком. Она видела только Его, Младенца, сокровище, Которого покоила на руках и несла в Дом Его Отца. Чистота и полная покорность воле Бога…

… Рядом со старцем на ступенях храма стояла пожилая женщина – так же известная всему Иерусалиму, Анна, долгие годы жившая при храме, служа Богу постом и молитвой. За подвижническую жизнь Анна получила от Господа дар прозорливости, и так Господь устроил, что радость старца Симеона разделил духовно близкий человек: смысл события, известный священнику еще и из Писания, старица Анна прозрела по откровению.

Два праведника встретили в притворе храма святое семейство. И символическое значение праздника Сретения заключается в том, что праведность Ветхого Завета приносила поклонение святости Завета Нового.
Мария Дегтярева)

************************************************************************************************************************************

Праздник, который мы сегодня соблюдаем, это одновременно праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм, в удел Божий Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его прежде, чем мир не стал.

Встреча, также, между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем. Долгую, сложную, благодатную жизнь прожили и Симеон и Анна; тому и другой было обещано, что они не умрут, раньше чем не увидят лицом к лицу Спасителя своего. И вот этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники встретили Бога, ставшего Человеком… «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром , – сказал Симеон, – ибо видели очи мои спасение Твое…» (Лк.2:29–30). Теперь он может отойти в вечность, теперь он может сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, пришедшего плотью.

Одновременно этот праздник – первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети.

Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас: Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были выведены вы из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный младенец мужского пола в каждой вашей семье должен быть принесен в Храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти. И вот, принося Своего Младенца в Храм, Божия Матерь приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни: Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы.

Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью; но в Церкви Христовой нет мужеского и женского, нет различия, все – дети Божии, и поэтому все мы были принесены и отданы Богу, так же как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью.

Каждая мать, которая здесь стоит, когда-то своего младенца принесла и отдала Богу, и приняла его вновь от иконы Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас вновь и вновь встречает Бога всякий раз, как он приходит в храм; кто из нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь ждал себе только суда – и получил милость; фарисей думал, что он праведен, – и оказался ни с чем…

Задумаемся, каждый из нас, о том, что значит, что он или она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна. Аминь.

Антоний, митрополит Су́рожский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *