ЧТО ТАКОЕ ГНЕВ БОЖИЙ,ЕСЛИ БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ?

То, что мы называем гневом Божьим, не имеет никакого отношения к нашему человеческому греху гнева и совершенно не противоречит Божьей Любви. В истории христианского богословия действительно существовала мысль, согласно которой Бог не может гневаться. Такого мнения придерживался, например, апологет IV века Арнобий Старший – учитель знаменитого Лактанция. Однако же Арнобий противопоставлял гнев не любви, а бесстрастности. При всей кажущейся правильности этих рассуждений нужно отметить, что для большинства святых отцов понятие гнева в отношении Бога не вызывало никаких коллизий, ведь они не рассматривали его с позиции греховного состояния человека.

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о том, что во всех случаях, когда мы слышим о ярости или гневе Бога, то не должны представлять их подобно человеческому возмущению, совершенный Господь чужд всякого возмущения. «Под этим мы должны понимать, что Он – Судия и Отмститель за все неправедное в этом мире. Боясь воздания, мы должны опасаться делать что-нибудь против Его воли», – подытоживает преподобный.

Важно также понимать, что гнев Божий – это некое Его действие вовне, имеющее определенную цель и направленное на определенный объект. Мы прекрасно понимаем, что объектом здесь может выступит лишь зло. Носителями или субъектами зла являются дьявол и его служители из числа Ангелов или людей. Кода творится беззаконие, Господь, как любящий Отец, попросту не может стоять в стороне, а потому Его гнев является своего рода противодействием злу, которое в случае пассивности Бога захлестнуло бы весь мир.

Прекрасное пояснение изложенным мыслям мы можем найти у святителя Василия Великого: «Как огонь страшен для сгорающих веществ, сжигает не алмаз, который не плавится, а хворост, так и стрелы Божий направлены на души, в которых собрано много вещества, требующего истребления. Потому те, которые имеют уже в себе предварительно разожженные стрелы диавола, приемлют на себя карающие стрелы Божии».

Исходя из этого становится понятно, в чем принципиальная разница между гневом человеческим и гневом Божьим. Наш человеческий гнев не может быть праведным, так как он всегда направлен на личность, в то время как Бог стремится уничтожить только «злое вещество» в человеческой душе. Получается, что в таком понимании Господень гнев носит врачевательно-воспитательный характер. «Гнев Божий проявляется болезненным чувством в обучаемых: причиняется оно невольными неприятностями, которыми Бог часто приводит к скромности и смирению надменный ум», – пишет прп. Максим Исповедник.

Иное понимание гнева Божия относится к тем, кто будет укоренен или уже укоренен во зле окончательно. Такое зло простирается в вечность. Наш Господь – Созидатель, источник жизни, а потому Он не станет делать того, что противно Его природе. Бог не будет уничтожать, отправлять в небытие закоренелых грешников, но гнев Его станет своего рода средством «консервации» для тех, кто выбрал жизнь во зле. «Может ли кто выдержать гнев Божий? Страшно, братия, впасть в руки Бога Живого, – пишет святитель Григорий Палама, – если мы страшимся рук врагов, хотя Господь говорит: не бойтесь убивающих тело (Мф. 10:28), то кто, имеющий ум, не устрашится рук Божиих, во гневе поднимающихся против нечестивых? Ибо гнев Божий откроется против всех тех, кто в распутстве и насильничестве проводит жизнь, не зная обращения и подавляя истину неправдою (Рим. 1:18)».

Через любовь и смирение, уподобляясь Богу, мы не только уничтожаем гнев да и всякий грех в собственном сердце, но и способствуем тому, чтоб и Сам Господь проявлял меньше Своего праведного гнева, так как Ему попросту не на что будет гневаться.

Таким образом, можно сказать, что гнев Божий напрямую связан со строгостью и справедливостью, а как мы понимаем, строгость никак не противоречит Любви, если, конечно, любовь для нас – это не удовлетворение наших прихотей. «Когда ты слышишь слова “ярость” и “гнев” в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых». Иоанн Златоуст

Ученик Златоуста – преподобный Исидор Пелусиот – продолжает мысль и пишет, что наказание за грехи, в таком случае, следует лучше называть вразумлением, а не гневом или негодованием. «Если же некоторые и считают его гневом, то и тем возвещают Божие человеколюбие, предполагая, что Бог снисходит до страстного состояния ради людей, для которых сделался Он и человеком», – заключает преподобный.

протоиерей Владимир Долгих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *