О ЖЕРТВЕ НА ХРАМ.

Жертва на храм – это очень важный элемент духовной жизни христианина. В Ветхом Завете действовал закон десятины. Согласно ему, все иудеи должны были приносить сначала в Скинию, а затем в Иерусалимский храм 10 процентов из всего заработанного и выращенного ими (Лев. 27: 30; Чис.18: 26; Втор. 14: 24; 2 Паралипом. 31: 5). Это был своеобразный способ налогообложения с целью обеспечения потребностей священников и левитов в Ветхозаветные времена.

В ветхозаветную десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли. Годы делились на семь, как и дни недели. Шесть лет подряд десятину отдавали, а каждый седьмой год считался субботним: земля покоилась и десятину не отделяли. Она состояла из трех частей и составляла не 10%, как все привыкли считать, а 19%. Первая часть всегда (кроме седьмого года) отдавалась левитам и священникам – 10 от 100% (см. Вт. 12: 19; 14: 27). Другая часть отдавалась на праздники и составляла 10 от оставшихся 90% (ее собирали на 1, 2, 4 и 5-й годы). Третья часть отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и 6-й годы, вместо праздничной (см. Вт. 14: 22-29; 26: 12-15; Ам. 4: 4-5).

Милостыня (часть на бедных) входила в понятие «десятина» и была обязательной заповедью: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год, и клади в жилищах твоих… и пришелец, и сирота, и вдова… пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор. 14: 28-29). Неудивительно, что после такого обещания, хотя в Законе не сказано, какое наказание следует за неуплату десятины, каждый израильтянин считал своим долгом поддерживать это установление и отдавать все положенное.

Однако, в Новом Завете уже нет четких указаний придерживаться этого ветхозаветного правила. После прихода Христа Спасителя ветхозаветная десятина осталась как «рекомендованный минимум» пожертвований для христиан. Апостол Павел отмечает, что верующим следует откладывать часть их дохода для поддержки Церкви (1 Кор. 16: 1-2). Нужно жертвовать столько, сколько позволяют возможности и сколько велит человеку сердце. В назидании коринфским христианам апостол Павел пишет: «Каждый пусть дает по велению сердца, а не с сожалением или по принуждению, потому что Бог любит того, кто дает с радостью» (2 Кор. 9: 7). Каждому христианину следует ревностно молиться и искать Божьего благословения в том, каким образом и сколько жертвовать (Иак. 1: 5). Иногда можно пожертвовать больше десятины, в некоторых случаях – меньше. В раннехристианской Церкви пожертвования принимались «смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8: 12–13). Апостол Павел не поощрял жертвовать в ущерб «домашним» (1 Тим. 5: 8).

Десятина как форма обеспечения Церкви долгое время практиковалась на Руси. Известно, что святой князь Владимир на десятую часть своих доходов построил Десятинную церковь и содержал ее. Собирали десятину, как и в древнем Израиле, натурой, на пользу храма и его служителей. Была даже должность «десятильник», а после Стоглавого собора – «десятский священник», в ведении которого был сбор десятины. Но в XVIII веке эти должности были упразднены.

«Когда я служил в деревне, в храме стояли тарелочки для сбора денег, и я даже по молодости с этим боролся, – вспоминал протоиерей Аркадий Шатов, – мне казалось, что это как будто продавать благодать за деньги. А теперь я всех наших прихожан призываю жертвовать на храм – потому что они должны участвовать в жизни общины. Многие сейчас думают: “Что с меня взять – я и так бедный!” Но хотя формы участия могут быть разными, участвовать в жизни прихода, в том числе и в ее материальной стороне, должны все. Чтобы у каждого была ответственность за свой приход. Раньше на литургию люди всегда что-то с собой приносили (“просфора” ведь и значит “приношение”): кто-то – хлеб, кто-то – вино. По одному из древних чинов литургии даже дети, у которых ничего нет, должны были приносить в храм воду, чтобы не приходить с пустыми руками!»

Конечно, Богу не нужна от нас в жертву какая-то конкретная сумма денег. Он хочет от нас иного – чтобы, встав на стезю духовного поприща, мы посвятили Ему всю свою жизнь без остатка. Но в то же время следует помнить, что жертва на храм предполагает обязанность человека-прихожанина по отношению к своему приходу, общине. Прихожанин, вносящий некоторое добровольное подаяние, не будет столь равнодушен к нуждам прихода. Жить нужно так, чтобы сердце было спокойно и чтобы совесть не обличала. Каждый должен отдавать, сколько он может: кто-то может все раздать, кто-то служит нищим, кто-то отдает десятину.

по материалам из интернета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *