РАДОНИЦА.

С первого воскресенья после Пасхи — службы на кладбищах…
Дни эти, а их обычно три, причем главный во вторник, то есть на 9 день после Светлого Воскресенья, в этом году это — 11 мая. И называется день сей – Радоница.
Давайте сразу определимся в понимании слова «Радоница».
Корень слова — рад, что означает «радование» и «радость». Вполне сочетаемо с этим словом и понятие «род». Не надобно искать здесь языческих откровений, на кладбище в дни Радоницы мы идем, прежде всего, к родственникам, то есть к тем, кто из нашего рода.
Язычество в другом, общеизвестном, наблюдается. В частности, о ситуации начала XX века так говорится: «До настоящего времени в некоторых местах существует возмутительный обычай сопровождать послепасхальные поминовения усопших диким пьяным разгулом. Все приходское духовенство увещевало прихожан оставить этот грешный обычай справлять чисто по-язычески пьянственную тризну на гробах своих усопших» (Булгаков С.В. «Настольная книга священно-церковно-служителя»).
За сто двадцать лет после данного указания мало что изменилось. Поэтому первое НЕЛЬЗЯ звучит так:
поминать усопших водкой православному христианину в день их памяти — запрещено.
Расхожее замечание, приписанное огорченными сарацинами и иудеями святому князю Владимиру Красное Солнышко, что «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти» — всего лишь оправдание неудавшейся рекламы своего религиозного мировоззрения и не более того. На кладбище мы приходим, чтобы возвестить своим усопшим родственникам и друзьям, что Господь воскрес, как и воскреснет каждый из них. Это реальное, живое, бытовое общение с теми, кто нам дорог, отражает нашу веру в то, что все они и после смерти остаются прихожанами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» Евангелие от Матфея
22:32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
(Мф. 22, 32).
Поминать небольшим обедом на месте захоронения вполне приемлемо, прилично и не возбраняется.
Здесь иное НЕЛЬЗЯ: поедая вкусную пасхальную снедь, уверять себя, что покойник (-ца) тоже покушать любили.
Для чего едим на кладбище? Чтобы жить, трудиться и обязательно молиться о тех, к кому пришли на могилку.
Да и как за них не молиться? Во-первых, хочется, чтобы они «в месте светле» пребывали, во-вторых, чтобы в веке грядущем встретиться, а в-третьих, оттого, что молитва о других Богом ценится больше, чем о себе любимом.
Все же заверения, что отобедать надобно за себя и за родного умершего — сиречь размышлизмы от лукавого, да и как говорит один очень известный священник, чрезмерное питание приводит к непомерному растяжению живота, отчего кожа натягивается и веки закрываются…
Должно заметить, что автору этих строк пришлось довольно долго отслужить на сельском приходе, куда входило несколько кладбищ. И не один раз встречал он в дни Радоницы рядом с могильным холмиком сладко спящего «поминальника».
Дело, конечно, сугубо личное, но все же усопший радости пасхальной ждал, памяти доброй и молитвенной, а не тризны пресыщающей, пития удручающего и сна невменяемого.
Нередко приходилось слышать от собратьев североукраинских и белорусских, а в прошлом году и самому наблюдать, как в сельских домах на окна выставляют снедь разнообразную и даже крошки от пасхального кулича по подоконнику рассыпают с уверением, что «придут, кто помер» и полакомятся.
Это очередное НЕЛЬЗЯ.
Основаны эти действия эти на откровенном язычестве и колдовстве. Сюда еще надобно добавить бытующее мнение, что для поминовения на Радоницу нужно использовать не пасхальные освященные яйца, а иные, даже иным цветом покрашенные.
Нет в эти поминальные дни исключения из общего правила св. Тимофея Александрийского, запрещающего церковное приношение за лиц, самостоятельно лишивших себя жизни.
Праздник Радоницы — это не глубокое переживание о смерти родных и близких людей, а скорее наоборот, в этот день принято радоваться новому рождению своих родных в другой, вечной жизни.
Победа над смертью и воскресение Христа вытесняют мысли о печали и временной разлуке с родными. Так что стенания, громкий плач с причитаниями никак не уместны у могил тех, кого любили и без кого жизнь не представляли.
И еще одно НЕЛЬЗЯ, из-за которого мне опасно появляться в последнее время на нашем местном рынке, вернее в тех его рядах, где торгуют искусственными цветами «на могилки». Дело в том, что на проповедях в храме и в интернете на своих страницах я прошу: не поминайте мертвыми изделиями, пусть даже красиво изготовленными «цветами» живые души ваших усопших. Лучше несколько цветочков живых, пусть и неказистых, чем нанизанный на проволоке пластмассово-бумажно-картонный венок диковинных расцветок с цветами растущими в средней полосе тропиков Южной Америки.
В эти дни от вас усопшие иного ждут — вашего радостного и искреннего «Христос Воскресе!», и если со всей душой и разумом с ними именно так поздороваетесь, то в сердце обязательно услышите ответ: «Воистину Воскресе!»
За всеми этими «нельзя» кроется главное, что происходит в дни Радоницы — это наша очередная встреча с ушедшими родными и близкими. Встреча надежды и упования. Мы молимся за них с просьбой к Богу и уверенностью, что придет то время, когда так же будут молиться о нас.

Протоиерей Александр Авдюгин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *