НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О БОГОСЛУЖЕНИЯХ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

Очень часто у многих православных христиан, соблюдающих Великий пост возникает недоумение, почему считается что Великий пост состоит из 40 дней, ведь от Прощеного воскресенья до Великой Субботы 48 дней, а не 40. Откуда же взялись эти 8 дней? Дело в том, что сам пост продолжается 40 дней и заканчивается в пятницу перед Вербным воскресеньем. В богослужении этого дня поется следующее песнопение: «Душеполезный совершив сорокадневный пост, святую неделю страдания Твоего увидеть просим, Человеколюбец, чтобы прославить в дни ее величие Твое».

То есть Великий пост и Страстная седмица – это разные периоды. Если в Великий пост мы плачем о своих грехах и стараемся с помощью поста очистить свою душу, то в Страстную седмицу постимся, вспоминая страдания и Крестную смерть Иисуса Христа.

Наверняка все знают, что каждое воскресенье Великого поста посвящено какому-нибудь святому или событию. Но мало кто знает, что этих памятей в почти каждое постное воскресенье не одна, а две. В первое воскресенье Великого поста мы празднуем не только Торжество Православия и победу над иконоборчеством, но и вспоминаем всех пророков, которые жили до прихода Спасителя.

Второе воскресенье носит имя святителя Григория Паламы, но также в этот день вспоминается притча о блудном сыне. Четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, однако, кроме этого святого, в этот день мы вспоминаем притчу о милосердном самарянине. А пятое воскресенье поста – память преподобной Марии Египетской. Также в это воскресенье Церковь нам предлагает для размышлений притчу о богаче и Лазаре.

Несмотря на то что воспоминания притч воскресеньями Великого поста – это более древняя практика, чем празднование святых, большинство о ней забыло, и только тот, кто внимательно слушает вечернее богослужение накануне великопостных воскресений, обратит внимание, что в нашем богослужении есть множество отсылок к перечисленным выше притчам.

Почему же в воскресенья Великого поста празднуется память некоторых святых и почему именно их?

Память святого Григория Паламы установили чествовать во второе воскресенье Великого поста в XIV веке. Праздник воспринимался как второе Торжество Православия. Если в IX веке была одержана победа над иконоборцами, то в XIV веке – усилиями святого Григория над противниками умной молитвы и учения о нетварном свете.

Совершенно иная история связана с памятью святых Иоанна Лествичника и Марии Египетской. Сейчас можно встретить множество объяснений, что они установили образец поста и т. д. Но это не совсем так, так как в нашем календаре есть множество других святых, чей подвиг поста не может не удивлять. Дело в том, что празднование памяти этих святых совершается вне поста, а память преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской приходится в дни поста (12 и 14 апреля). В древности праздники в честь святых в будни Великого поста не совершались, и поэтому очень часто память этих двух святых не чествовали. Поэтому в XIV веке было решено перенести празднование их памяти на четвертое и пятое воскресенье поста, чтобы делать это каждый год.

Перейдем от великопостных воскресений к будням, поговорим немного о самом знаменитом элементе постового богослужения – молитве преподобного Ефрема Сирина и сопровождающих ее поклонах. В древности эту молитву читали про себя, воздев руки к небу. Даже сейчас на Афоне данную молитву не читают вслух, объясняя это тем, что в городах многие прихожане ее наизусть не помнят, а в монастыре монахи постоянно упражняются в молитве и поэтому должны ее читать наизусть.

Кстати, вплоть до XVIII века эта молитва совершалась не с 4 великими поклонами, а с 16. Земной поклон полагался и на каждую из кратких 12 молитв. К тому же в древности земных поклонов делали гораздо больше, чем сейчас. Сегодня мы кланяемся до земли только во время молитвы святого Ефрема Сирина и еще нескольких моментов богослужения, а в древности земной поклон делали при чтении Трисвятого, малого славословия, при троекратном повторении «Аллилуйя» и т. д.

Всего совершалось за сутки около 300 поклонов. Такое количество связано с минимумом, который, по древним Уставам, должен делать монах. Следовательно, все, кто Великим постом постоянно были в храме (монахи и особо ревностные миряне), выполняли правило о поклонах.

автор Александр Адоменас

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *