ЧТО ТАКОЕ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ И ИЗ ЧЕГО ОНО СОСТОИТ?

Всенощное бдение это православное богослужение которое совершается накануне великих праздников и воскресных дней. Всенощным оно называется потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Всенощное бдение совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь. Со временем из снисхождения к немощам верующих, всенощное бдение стали начинать несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, и поэтому оно теперь заканчивается не так поздно. Однако прежнее название сохранилось.

Всенощное бдение служится накануне воскресных дней, двунадесятых праздников, а также праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (например, память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца), в дни храмовых праздников. Общий вид этого богослужения оформился ко времени святого Иоанна Златоуста. В VIII и в IX веках святой Иоанн Дамаскин, святой Феодор Студит и многие другие песнотворцы дополнили всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые входят в состав всенощной, совершаемой в Православной Церкви до сих пор.

Всенощное бдение соединяет в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. При этом как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни. Первая часть всенощного бдения — Великая вечерня — символизирует и по своему содержанию напоминает историю Ветхого Завета. Молитвословия и песнопения этого богослужения готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события.

Начинается Всенощная с Великой вечерни, которая изображает основные вехи ветхозаветной истории: сотворение мира, грехопадение первых людей, молитву их и надежду на будущее спасение. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2). Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».

Далее поется 103 псалом «Благослови, душе моя, Господа», прославляющий премудрость Творца, явленную в красотах видимого мира. Священник в это время кадит весь храм и молящихся, а мы вспоминаем райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог обитал рядом с ними, исполняя их благодатью Духа Святого. Но человек согрешил и был изгнан из рая – закрываются Царские врата, теперь молитва совершается перед ними.

Пение стихов «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» напоминает бедственное положение человечества после грехопадения, когда появились болезни, страдания, нужды, и люди в покаянии искали милости Божией. Пение завершается стихирой в честь Пресвятой Богородицы, во время которой священник, предшествуемый свещеносцем и диаконом с кадилом, выходит из северных дверей алтаря и торжественно входит через Царские врата, что обращает наш мысленный взор к предсказаниям ветхозаветных пророков о пришествии в мир Спасителя. Таким образом каждый фрагмент вечерни заключает в себе возвышенный смысл, в основном связанный с ветхозаветной историей.

Затем следует утреня, означающая наступление новозаветного времени – явление Господа в мир, Его Рождение в человеческом естестве и Его славное воскресение. Уже первые стихи перед шестопсалмием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» напоминают славословие ангелов, явившихся вифлеемским пастухам в момент Рождества Христова (ср. Лк. 2:13–14).

Самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма.

Накануне воскресных дней поются особые воскресные тропари – радостные песни в честь Воскресения Господа, повествующие, как ангелы явились женам-мироносицам у Гроба Спасителя и возвестили им о Воскресении Иисуса Христа. Торжественно читается Евангелие, посвященное празднику. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие. После чтения Евангелия под воскресные дни бывает пение всеми верующими торжественной песни «Воскресение Христово видевше».

Евангелие полагается на аналой для поклонения и целования верующими в память явления ученикам Воскресшего Учителя и их радостного и благоговейного поклонения Спасителю. В праздники выносится праздничная икона. Во время целования Евангелия или праздничной иконы священник помазывает верующих освященным на вечерне елеем в знак Божией милости; также, если была лития, верующим раздаются освященные частички хлеба с вином в память о подателе всех благ Боге и для укрепления телесных и духовных сил верующих.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием…» начинается чтение канона. Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор. Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа…». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией ( Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Диакон при пении «Честнейшую…» совершает каждение храма.

После канона хор исполняет псалмы восхваляющие Господа и «хвалитные стихиры». После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу…» . Это песнопение — древний гимн, восхваляющий Бога за все Его дарования и милости. Великое славословие состоит из глубоких и вдохновенных слов Ветхого и Нового Завета, оно было составлено еще во время первых христиан, прославлявших этим гимном Божество Спасителя и защищавших имя Господа Иисуса Христа от языческих злословий. О нем упоминается в донесении о христианах римскому императору Траяну (98-117 гг. по Р.Х.), а также в писаниях древних христианских авторов. В древнем сочинении «Постановления апостольские» есть утренняя молитва, мало чем отличающаяся от великого славословия.

В конце прославляется вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Это наиболее частое и важное молитвословие христианского богослужения. По преданию, первая часть этой молитвы — ангельское славословие «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» — была услышана вознесенным на Небо мальчиком-христианином во время землетрясения в г. Константинополе в V в..

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст. После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час. Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *