БОЖИИ ЗАПОВЕДИ И МЫ.

Десять Заповедей знают все — исполняют не все.

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 2…3).

В погоне за «продвинутостью религиозных воззрений» многие сегодня пытаются соединить несоединимое. Оккультная литература и нехристианская мистика порождает полную «кашу» в головах новоначальных. Тут тебе и Иисусова молитва, и Агни-йога, и Будда с Кришной в одной упаковке. Тут и советы почаще собороваться — «для прочищения чакр»! Незнание своей веры и горделивое стремление познать чужие верования порождает полное смятение души. И, как результат этой путаницы, — вместо «Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя…»:
— Ну, я не то, чтобы в Бога верю. Просто верю в то, что там, сверху, кто-то есть и все про всех знает.
— Судя по Вашему описанию, Вы веруете в тетю Клаву с 10-го этажа, — заметил батюшка.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20, 4…5).

Сегодня вряд ли кто-то станет вытесывать из камня истукана. Но талисманы и амулеты продаются в каждом ларьке. Однако и без них превратиться в идолопоклонника совсем не сложно. Кумиротворение — всенародное развлечение обывателей. «Культовая книга, культовый фильм, культовая группа», — слышится со всех сторон. Современная масс-культура уже породила тысячи «культов» и «культиков».Когда же очарование сменяется разочарованием, идолы рушатся. Но, разрушаясь, ранят осколками стоящих у их подножий фанатов. А посему, «к хитам сезону относитесь спокойнéе!»
И в завершение. Если все свободное время вы бегаете по болотам в поисках «великого учителя джедаев» — немедленно прекратите смотреть «Звездные Войны»!

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20, 7).

Многие, едва переступив церковный порог, на каждом шагу говорят: «Господи, Господи!» Не ради молитвы ко Всевышнему — просто так, ради присказки, «для связки слов в предложении». А ведь Имя Господа — крепкая башня (Пр. 18, 10) — вот и не прибегайте к нему без дела. Иначе — куча велеречивых слов — и не одного искреннего.

Или вот так:
— Батюшка! Простите-благословите!
— А за что простить? Вы мне ничего плохого пока не сделали.
— За все простите, за все грехи…
— С грехами — на исповедь. А благословить на что?
— Ну, благословите ехать к двоюродной сестре кума продавать дом.
— Милейшая! Какой кум, какой дом? Я ведь Вас впервые в жизни вижу…

Нужно хорошо помнить слова Спасителя: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Лучше быть, чем казаться.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему (Исх. 20, 8…10).

Непосещение храма сегодня часто оправдывают нехваткой времени. Мол, «надо деньги зарабатывать». Но ведь всех денег не заработаешь! А может, оттого не хватает их постоянно, что в храме редко бываешь?

5. Почитай отца твоего и мать твою (Исх. 20, 12).

«Достали предки!!!», — заявляют молодые люди, отстаивая свое право на трехдневный загул с друзьями. И напрочь забывают о «достаче», когда, выстиранные и наглаженные, выходят из дому. К родительскому житейскому опыту мы обращаемся лишь тогда, когда родителям предстоит срочно решать наши проблемы. Проблемы, возникшие от нашей собственной глупости и беспечности.

6. Не убивай (Исх. 20, 13).

«А я никого не убил!», — спокойно заявят многие. Неужели? По предварительному сговору, без малейшего колебания сотни пар ежедневно «избавляются от незапланированных детей»! Но и без этого узаконенного детоубийства убийц среди нас хватает. Сколько раз желали мы ближнему: «Чтоб ты сдох»! Сколько раз чесались руки разбить чью-то голову. Разве Бога боялись мы? Мы боялись милиционера! А не было бы его… Но для живущего без страха Божия и милиционер вскоре перестает быть преградой. С каждым годом криминальные сводки все чаще заполняются сообщениями о бессмысленных, не мотивированных ничем убийствах.

7. Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14).

О том, что супружеские измены и блуд являются грехом, известно всем. Однако сожительство будущих супругов до брака сегодня становится печальным фактом. А потом еще удивляются, отчего болеют их дети.
Церковь называет это «бракообкрадыванием». У многих «нормой» стало знакомиться в постели, а о венчании вспоминать, лишь когда блудить надоест. Когда мир потрясают сексуальные революции, православные пополняют ряды контрреволюционеров.

8. Не кради (Исх. 20, 15).

Если мы не лазим по форточкам и не громим сейфы, это еще не значит, что мы «чисты на руку». Мы редко посягаем на чужое, но, не задумываясь, кладем в карман «не свое». Мы «забываем» платить за проезд, глупо оправдывая себя, мол, «другие воруют больше». Всякий, посягающий на чужое, мнит себя «благородным Робин Гудом», на поверку оказываясь банальным жуликом. Обворованным не хочет быть никто, но украсть стараются многие. А потом еще возмущаются: «Все разворовали!» Если не хочешь, чтобы к тебе залезли воры, приучи себя хотя бы платить в автобусе. Ибо как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7, 12).

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20, 16).

Здесь речь идет не только о даче ложных показаний в суде. Чтобы нарушить эту заповедь, достаточно периодически «перемывать кости» окружающим. Не зная ни причин, ни обстоятельств, мы спешим поделиться с друзьями своими домыслами о нечестии ближних и дальних. Львиная доля нашей ежедневной болтовни — рассказы об окружающих нас «негодяях». Так и живем — сидя всем скопом в выгребной яме и швыряя во все стороны своими и чужими нечистотами. Может, стоит из этой ямы выбираться?

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17).

— Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? — спросил Остап, — Только подсчитайте все.
— Сто рублей, — ответил Балаганов, с сожалением отрываясь от хлеба с колбасой.
К великому сожалению, многие люди не могут, подобно Шуре, ответить на этот простой вопрос. И оттого продолжают несытым оком обозревать окрестности, источая волны зависти.
— Вот если бы мне такой Лексус!
— Ну и что бы ты с ним делал? Думал бы, где ставить, как охранять, чем заправлять, где ремонтировать?
Наши желания могут быть безграничными. Ограничить их можем лишь мы сами. Стоит всегда помнить о том, что Бог, по милости Своей, подает человеку не желаемое, а благопотребное. То есть то, что будет благом для его души. Определи то «необходимое и достаточное», что нужно тебе, и научись довольствоваться им. Даже в житейской практике присутствует эта мудрость. «Система должна быть адекватна пользователю», — считают бывалые компьютерщики. И вправду, нужен ли тебе самый быстрый процессор лишь для того, чтобы часами раскладывать пасьянсы и гоняться за чудовищами в виртуальном мире?

Но, если будет душа твоя чиста, Бог непременно подаст все необходимое, чтобы ты служил Господу и ближнему своему во благо. Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 31…32).

игумен Валериан Головченко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *