ПЕРЕНЕСЕНИЕ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ.

(Жизнь святителя Николая есть правило веры, образ кротости и учитель воздержания).
I. Ныне ублажаемый в церковных песнопениях и чтениях святитель Христов Николай родился в ликийскомь городе Патаре, и в юных летах отдан был на служение Богу под руководство дяди своего Николая, епископа патарскаго, который возвел его потом в сан пресвитера. Во время путешествия дяди к святым местам, Николай управлял патарскою паствою, и по возвращении его сам отправился в Иерусалим и во время пути своими молитвами дважды укротил бурю. Возвратясь из Иерусалима, он хотел продолжать свое служение в родном городе, но, по особому внушению Божию, переселился в город Миры, где вскоре был избран в епископа и явился образцем «веры, кротости, воздержания». В гонение на христиан Диоклитиана он, вместе с другими, подвергся тюремному заключению, в котором пробыл до торжества христианства при Константине Великом. На первом вселенском соборе святитель Николай показал особенную ревность в посрамлении ереси Ария. Прославленный от Бога даром чудотворений, великий святитель почил в глубокой старости, в 342 году, в городе Мирах, где мощи его пребывали до перенесения их в италийский город Бар-град в 1087 году.Вот за что преимущественно восхваляется церковию святитель Николай – за высокие его добродетели: «веру, кротость» и «воздержание!» Сама «вещей истина», т.е. самое дело явило его правилом веры, образом кротости, воздержания учителем.

II. а) Он, на самом деле, преподает нам превосходное правило веры. Век, в который жил он, обиловал ересями. Но святитель Николай не любил «мудрствовать паче, еже подобает». Будучи преемником апостолов, по званию пастыря, он был преемником и их простоты по вере. Он мыслил согласно с мыслями отцев церкви веков предшествовавших, и учил так, как они учили. Он был не только прост, но и ревностен. 3а имя Христово он потерпел многое: его лишали имущества, заключали в темницу, угрожали смертию. Но светлая и твердая вера его сияла в самой темнице, где он укреплял исповедников Христовых; она же на соборе никейском посрамила лжеучителя Ария, отвергавшаго Божество И. Христа.

И нам, братие, «без веры невозможно угодити Богу» (Евр. 11, 6). Тщетны, ничтожны все совершенства наши пред Богом, если нет в нас веры. «Верою», говорит апостол, «вселяется» Сам Иисус Христос «в сердце» (Еф. 3,17), и верующий может сказать: «живу не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Но такие плоды спеют в человеке тогда, когда вера его проста и ревностна. Не даром говорят: «в простых сердцах Бог почивает».

б) Не напрасно церковь называет святителя Николая и образом кротости. Кротость его, по свидетельству истории, обращала на путь истинный многих грешников, укрощала мятежи народные, и проявлялась в самом лице его так, что одно воззрение на святого укрощало в других страсти, облегчало скорби и привлекало к нему даже неверных.

Какое прекрасное произойдет общество, если между нами, братие, поселится кротость христианская! В нем не может быть ни вражды, ни притеснений и насилий, напротив, будет в нем мир и согласие. Кротость нравится всякому. Желает начальник видеть кротость в подчиненных, желают и подчиненные иметь кроткого начальника. И Бог наш особенно любит кротких: на кого «воззрю», вещает Он Сам чрез пророка, как «не на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66, 2)?

в) Не напрасно, наконец, святая церковь именует святителя Николая и учителем воздержания. Он был лучший учитель воздержания, – во всех возрастах жизни. Он был постником от самого младенчества. Он был любителем целомудрия от самой юности: «не бе в нем видети нимало юношеских нравов, но старца обычаи». Он был чужд удовольствий чувственных; главным наслаждением его была благотворительность. Он не заботился о стяжании благ земных; все свое имение раздавал бедным.

Воздержание так высоко ценится, что без него, по словам апостола Павла, и христианин – не христианин: «иже Христови суть», говорит он, «плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Для чего Господь постился сорок дней и ночей? Для того, чтобы нас научить воздержанию, сделать воздержными Своих последователей. Но воздержание, говорят, лишает нас многих удовольствий? Оно лишает нас удовольствий таких, которые отнимают у нас здоровье и силы, которые не только разоряют, но и развращают, унижают нас и пред нами самими, и пред другими. Ныне и мирская мудрость поняла важность воздержания: многие, например, врачи признают вред от постоянного употребления мясной пищи, производящаго различныя болезни и преждевременную смерть. Если бы мы исполняли воздержание, какое предписывает нам святая церковь, то не знали бы многих болезней, разорения и бедности, не видели бы юношей состаревшихся, мужей, страждущих немощами старцев, а видели бы повсюду здоровье и крепость долголетнюю, богатство без роскоши, видели бы довольство и благоденствие.

III. Настоящее наше празднование в честь угодника Божия Николая нужно не для него, Самим Богом прославленнаго, а для нас, чтобы прославляя, «поминая» его, как наставника, «подражали его вере» (Евр. 13, 7) и святой богоугодной его жизни, которая да будет нам «правилом веры, образом кротости, учителем воздержания». (Сост. по Ч.-М. и пропов. изд. жур. «Странник»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *