ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ К СМЕРТИ И НЕ К СМЕРТИ?

Спаситель сказал: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31, 32). Т. е. Господь наш Иисус Христос говорит о том, что есть такие грехи, которые непосредственно ведут душу в вечную погибель – в ад. И это часто является синонимом слова «смерть», не в конкретном физиологическом смысле, но в смысле духовном. Если человек согрешает смертным грехом и не приносит плоды покаяния, то он убивает, мертвит собственную душу. Она попадает в ад после смерти, где предается вечным мучениям.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов также говорит о грехах смертных и не смертных: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5:16,17).

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГРЕХ?
Это нарушение разумной тварью, духами (сатаной и бесами), а также человеком Божественного закона. Есть и развернутые определения:

Есть и развернутые определения:
1. помысл, мысль, желание, решение, влечение, действие или бездействие, противоречащее Божественному нравственному закону, Божьим заповедям, повелениям, религиозно-обрядовым нормам;
2. первородный грех: порча человеческой природы, как по душе, так и по телу, в нравственном отношении проявляющаяся в том, что все потомки согрешивших прародителей (за исключением Господа Иисуса Христа) рождаются со склонностью ко злу, удобопреклонными к влиянию на них падших духов.

Диавол своим «будете, как боги» искушает первых людей. Совершается их грехопадение. Какие его последствия? Об этом рассуждает в книге «Православное богословие» профессор Владимир Николаевич Лосский: «Дух должен был жить Богом, душа – духом, тело – душой. Но дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными, подобными той автономной доброте и красоте, которые змий открыл женщине, когда привлек ее внимание к древу. Душа, в свою очередь, становится паразитом тела – поднимаются страсти. И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть».

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГРЕХ К СМЕРТИ И НЕ К СМЕРТИ?
Для Бога более всего ценно то качество, с помощью которого бесами и людьми был совершен грех. Свободная воля, являющаяся выразителем личности существа. При сотворении Ангелов и людей Господь наделил их свободной волей, произволением уклониться в добро или во зло. И именно воля человеческая, направленная к Нему, наиболее ценна для Господа. Об этом неоднократно говорится в Священном Писании. Например, «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23:26). И именно направление воли человека является критерием, по которому определяется грех к смерти или нет.

Пример из Священного Писания.
Диавол и бесы после войны на Небе окончательно отпали от Бога. Их исправление невозможно. Они осуждены на ад. Почему? Потому что их никто не соблазнял. Люцифер и бесы по своей воле возненавидели Господа и были обуяны гордыней. По своей воле они начали творить зло.

Люди же были соблазнены. Да, они тоже согрешили. Но святые праотцы Адам и Ева осознали свой грех. Они сокрушались о нем. Богословие гимнографии начала Великого поста вообще можно озаглавить как «Плач Адама, а с ним и всего человечества, у закрытых врат рая».

Смертный грех – это когда человек сознательно идет на бунт против Бога, всем своим душевным и сердечным устроением ненавидит Создателя. Почему хула на Сына Человеческого простится (Мф. 12:31, 32)? Потому что Христос пришел во плоти человеческой. Да, можно было по традиции иудейской либо языческой сомневаться в том, что Он Сын Божий. Так воспитан человек. Достаточно здесь сказать о святом первоверховном апостоле Павле. Но хула на Духа Святого не простится. Почему? Потому что Дух Святой – это Бог. И человек знает это. И если он хулит Его, то делает это сознательно богоборчески.

Поэтому в перечне смертных грехов раскол, ересь, колдовство, гадание, вероотступничество, содомия, грабеж, убийство, прелюбодеяние, жестокая, бесчеловечная обида, святотатство, самоубийство и прочее. Потому что на все это человек идет сознательно и часто именно с богоборческой целью.

А есть грехи, которые человек делает словно бы нечаянно, как писал святой первоверховный апостол Павел: «Доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19, 20). Например, соседки осуждали кого-то, я подошла и невольно тоже вовлеклась в осуждение. Но если и не смертные грехи становятся укорененной привычкой, страстью, когда человек, зная, что это плохо, не борется с ними, но, наоборот, становится окончательным их рабом (что называется «плюхнулся в грязь с головой и в этом обрел наслаждение»), то тогда и грех не к смерти становится смертным, потому что он поглотил душу человеческую. И это тоже сродни богоборчеству.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ГРЕХА? Обратимся к замечательным словам подвижников благочестия последних времен.
Преподобный Паисий Святогорец сказал, что современному человеку достаточно трех вещей для спасения. Первая из них – научать людей истинам веры Христовой, и особенно родственников, детей. Вторая – жить жизнью Церкви, участвовать в богослужениях и Таинствах церковных. Третья – именно покаяние. Отец Паисий когда-то произнес замечательную фразу о том, что если бы он мог, то исповедовался бы каждый день.

Будем же стараться с Божьей помощью исправляться, полоть свой сердечный огородик от греховных сорняков. Без стыда ложного, без сокрытия грехов, но со страхом Божиим и сокрушением о грехах. И это важный труд, та спасительная битва, которую нам надо вести. Святитель Василий Великий говорил, что конец всякого греха – смерть, а конец исполнения заповеди Божией – жизнь вечная. Вот что нам предстоит.

Смертный грех – это попытка человека свергнуть со своего сердечного алтаря Бога. Добродетель же и начало вечной жизни – когда человек икону Господа поставляет на престоле своего душевного храма, когда Бог становится центром его жизни, центром устремления его жизни, желанной целью его пути. С этого начинается наше спасение, исцеление от греха и вечное блаженство!

Иерей Андрей Чиженко
источник: портал «Православная жизнь»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *