ТЕПЛОХЛАДНОСТЬ. ОБЪЯСНЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ.

Теплохладность по мнению святых отцов― одно из самых распространенных духовных заболеваний среди христиан. Особенно это актуально для современного общества, в котором пропагандируется бездумная, веселая жизнь. В таких условиях искренняя, горячая вера считается чем-то выходящим за рамки так называемых общепринятых норм. Поэтому тем, кто желает наследовать Царствие Божие, следует избегать такого состояния, а также знать, откуда оно берет свое начало.

История возникновения понятия «теплохладность» восходит к отрывку из Книги Откровения апостола Иоанна Богослова. В нем повествуется о том, как Господь, обращаясь к Ангелу Лаодикийской Церкви, осуждает духовное устроение лаодикийских христиан, которое проявлялось, в первую очередь, в отсутствии горячей веры: И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3:14-16). То есть лаодикиец, которого обличает Господь, был вялым, не воодушевленным христианином. Ему не доставало решительности в духовной жизни, она была ему практически безразлична. И такое духовное состояние не могло не вызывать осуждения.

По свидетельствам историков, Лаодикия была одним из крупнейших древнегреческих городов, расположенных на торговом пути через Малую Азию (к востоку от Ефеса) и славилась своими плодородными землями и богатством. О ней упоминает в своих посланиях святой апостол Павел (Кол. 2:1, 4:13). В 363-364 гг. здесь проходил Поместный Собор. В результате непрекращающихся войн между турками и Византией, а также землетрясений, в настоящее время от некогда великолепного города осталась лишь небольшая деревушка, под названием Эски-Гиссар (в пер. с турец. «старая крепость»). Жители Лаодикии были довольно состоятельными для своего времени людьми, благодаря производству шерсти, торговле и чеканке монет. Интересно то, что в городе отсутствовал природный источник воды, она доставлялась из расположенных вдалеке горячих ключей и становилась по пути теплой. Таким образом, выражение «ни холоден, ни горяч» приобретало для лаодикийцев особо понятный им смысл.

В религиозном отношении Лаодикия отметилась тем, что здесь была сделана попытка «создать некую синкретическую религию с элементами христианства, иудаизма и малоазийского язычества». В городе проживала значительная еврейская община, имевшая большое влияние среди бывших соотечественников. По словам протоиерея Георгия Урбановича, беженцы «очень хорошо устроились на новой родине, разбогатели и с удовольствием принимали сородичей из Палестины». Что касается Лаодикийской Церкви, то из всех церквей, упомянутых в Книге Откровения, она вероятно исчезла быстрее всего.

Одним из первых, дошедших до нас обширных трудов по данной теме, принято считать «Толкование на Апокалипсис» св. Андрея Кесарийского, датируемое V в. по Р.Х. Св. Андрей, комментируя отрывок Откровения Иоанна Богослова (3:15-16), предупреждает о невозможности компромисса в вопросах веры. Он говорит о том, что в житейских делах можно и даже нужно выбирать некий срединный путь, в духовных же вещах необходимо «гореть». По мнению толкователя, теплая не в меру пища, вызывает рвоту, также, как и тепло верующие отвергаются Богом.

Современник св. Андрея Карфагенский епископ Примасий написал «Комментарий на Апокалипсис» ― единственный его труд, дошедший до наших дней. Примасий проводит параллель между лаодикийцами I века и некоторыми «из знатных людей века сего», то есть людей его времени. По словам епископа, теплохладных людей греет их богатство и материальные блага, от которых они цепенеют и становятся уже не способными делать добрые дела для ближнего. Также, по мнению Примасия, теплохладные ― это те, кто остается христианами только дома, а выйдя на улицу скрывают свою веру.

Другой известный экзегет Экумений, труд которого также полностью сохранился до наших дней, комментируя стихи 15,16 третьей главы Апокалипсиса, называет теплого в вере безнадежным, погибающим. Такой христианин, «сподобившийся причастия Духа Святого через крещение, угасил [огонь] благодати из-за нерадения и заботы о краткосрочном»

Священномученик Викторин Петавский (IV век по Р.Х.), автор первого сохранившегося полного толкования на Книгу Откровения, считал что семь Церквей, к которым обращается Господь в Апокалипсисе — это своего рода семь групп или разрядов христиан. Лаодикийцы относятся к последней, седьмой группе. Это люди состоятельные, верующие, обладающие высоким положением в обществе. Они отличаются самоуверенностью и образованностью, однако пусты в делах веры. Таковых христиан нельзя назвать ни верующими, ни не верующими.

Пресвитер Сальвиан Марсельский ― писатель и проповедник V века в комментарии к исследуемому отрывку замечает, что через теплохладных христиан поносится Бог, потому что они говорят о добром, но творят зло. Своими нравами такие христиане хуже неверующих, так как кичатся законом, но не исполняют его.

В книге известного русского библеиста М. В. Барсова «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса» приводится комментарий епископа Виссариона (Нечаева) с подробной характеристикой слов «ни холоден, ни горяч». Что касается слова «тепл», то здесь имеется ввиду, что лаодикийцев невозможно было отнести ни к язычникам, ни к истинным христианам. Автор сокрушается о том, духовное состояние лаодикийцев очень похоже на состояние нынешних христиан. Владыка Виссарион пишет, что недостаточно только лишь не совершать уголовных преступлений, чтобы быть христианином. Христос пришел, чтобы исцелить нашу испорченную грехом природу, а не для того, чтобы мы были просто «хорошими» людьми с точки зрения гражданских законов.

Профессор Н. Е. Пестов в своей книге «Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом», комментируя исследуемый отрывок, разъясняет, почему для Господа предпочтительнее холодность, чем теплохладность. По мнению автора, те люди, которые не зная Бога, ведут обширную деятельность, не щадя своих сил, трудятся, а иногда и отдают свои жизни ради достижения высоких идеалов, но при этом не знают Христа, более «милы» Богу, чем те, которым открыта истина Христова, но они не делают ничего, чтобы взращивать в своей душе добродетель.

Подводя некий итог вышесказанному, можно дать следующую характеристику понятию «теплохладность». Понятие возникло благодаря отрывку из Священного Писания, в частности, из Книги Откровения апостола Иоанна Богослова. Оно означает негативное, греховное духовное состояние христианина, проявляющееся в равнодушном, расслабленном, недостаточно твердом отношении к вере в Бога. Как и любой грех, теплохладность нуждается в духовном исцелении, и христианину необходимо остерегаться впадения в эту болезнь.

диакон Алексей Лысенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *