О ПРАВИЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К ПИЩЕ ВО ВРЕМЯ ПОСТА.

Наше отношение к пище должно быть подчинено высшим, духовно-нравственным целям жизни, и нужно стараться, чтобы пища не препятствовала осуществлению их. Поэтому неправильное понимание и отношение к пище некоторых ревнителей поста не по разуму приводит в состояние «процеживания комара» и «поглощения верблюда». Если они видят, что кто-то съел какой-то продукт и на упаковке в ингредиентах написано, что там содержится 1 грамм сухого молока или, например, в печенье присутствует маргарин, в крабовых палочках яичный порошок, — они готовы самого нарушителя поста стереть в порошок. То, что при этом можно ненароком обидеть или осудить вкусившего скоромное, для них ничто, — главное, что они своею «праведностью» показали, что и «в малом верны».

В этом случае показателен следующий пример. Однажды во время поста один брат, подвергшись влиянию беса, стал осуждать брата своего, поливая его всякой грязью; когда сели за трапезу, он увидел, что один из братьев полил пищу маслом, и пришел в такую ярость, что начал всячески поносить «нарушителя поста». Брат, поливший маслом пищу, сказал: «Прости меня, но по болезни моей духовный отец благословил мне вкушать масло». На этом все и закончилось. Но как ужасно, что, поливая брата грязью, он видел в масле цель поста, и так и не понял, что «поливка грязью», гнев и осуждение есть грубейшее нарушение поста.

По учению Святого Ефрема Сирина, «обманывается» тот, кто думает, что сущность поста состоит в уменьшении телесной пищи. Изнурение тела бесполезно для тех, которые в сердце питают ненависть и в груди своей носят закоренелую злобу и мстительность. Бог не войдет в такое отвратительное жилище. Не лишнее ли дело мучить тело голодом и жаждою, когда душа измучена голодом и жаждою, когда душа измучена и гибнет от пороков?».

Из этого следует сделать важный вывод, что христианская праведность выражается не в пище и не во внешних подвигах благочестия, а, прежде всего, в чистоте внутренней сердечной жизни (Мф. 5,8), в самоотверженной любви к Богу и ближним. И это не значит, что не надо воздерживаться в пище скоромной во время поста, просто необходимо понять, что главная суть поста не в пище. Отсюда наставление Иисуса Христа, что не входящее в уста оскверняет человека, а выражаемые устами порочные движения сердца (Мф.15,1-20).

Отсюда наставления Св. Апостола, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14,17), и что пища (т.е. сама по себе) не приближает к Богу (1Кор. 8,8): «Пища не приближает нас к Богу, а значит, и не удаляет от Него. Но воздержание в пище, несомненно, способствует воздержанию человека от греха, ибо необуздываемая воздержанием в пище плоть увлекает человека на всякое непотребство».

Монах Серафим (Шолков)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *