НОВЫЙ ГОД НАСТАЕТ…

В том, что празднование Нового года ныне всегда приходится на конец Рождественского поста, ничего хорошего, конечно, нет. Но и объявлять Новый Год праздником бесовским и богомерзким — тоже неправильно. Новогодние празднования слишком крепко вошли в сознание, в плоть и кровь советского и постсоветского человека. Для церковных людей главное — Рождество, к нему мы шли весь пост. А новолетие — это праздник светский, как, например, день рождения. Хочешь — празднуй, хочешь — нет. И те, кто ходит в храм и постится, Новый год отмечает совсем по-другому — молитвой в церкви и благодарением Богу за год прошедший.

Очень плохо что Новый год у нас для большинства граждан заменил Рождество. Чем являлся Новый год для советского человека? Единственным неидеологизированным и не пропитанным лживым коммунистическим духом общегосударственным праздником. Всех остальных праздников людей лишили. Новогодний праздник — единственное, что осталось с дореволюционных времен. Хотели отобрать и его. Вместе с гонениями на празднование Рождества велась борьба и с Новым годом. В 1929 году празднование Нового года фактически было запрещено. Я еще помню рассказы старых людей, которые вспоминали, как людям запрещали ставить елки даже на Новый год. Вернули Новый Год только в 1935 году.

А еще празднование Нового года — это бессознательная генетическая тоска по утраченному Рождеству, с его ночной тайной, рождественской елкой, поздравлениями и подарками. Слишком долгие годы новогодний праздник был заменой праздникам рождественским, чтобы эта, конечно, совершенно неправильная традиция была легко и быстро преодолена. Для большинства наших соотечественников Новый год — «праздник детства и никуда от него не деться».

Да, Новый год — праздник не наш, не церковный, и приходится он на крайне неудобное для празднования время. Но что всегда делала Церковь с языческими праздниками? Не полностью отметала, отменяла их, а наполняла новым духовным смыслом. Самый яркий пример — это то же Рождество Христово. Вплоть до IV века Рождество праздновали вместе с Богоявлением — 6 января по юлианскому календарю. В середине IV века празднование Рождества перенесли на 25 декабря. Одной из причин была необходимость вытеснить распространенный в Римской империи праздник — день зимнего солнцестояния, который отмечался в 25 день декабря и был связан с культом Непобедимого Солнца. Теперь мы празднуем в этот день Рождение Солнца правды — Христа Спасителя.

Просто объявить Новый год праздником богопротивным и кощунственным не есть правильно. Ведь гражданское новолетие праздновали и до революции. И в царской, православной России люди слали друг другу открытки, поздравляя не только с Рождеством, но и с Новым годом. На открытках дореволюционных можно увидеть изображение Деда Мороза с елочкой и подарками. И дело не в самом гражданском новолетии, а в том, какой смысл мы вкладываем в этот праздник и как мы его проводим.

Просто сказать, что это не праздник вовсе, давайте не будем обращать на него никакого внимания, а праздновать только Рождество, — тоже не пройдет. Слишком много людей привыкли десятки лет поздравлять друг друга с Новым годом, дарить детям подарки и вообще отмечать этот день. Что мы можем сделать? Вести разъяснительную работу, рассказывать, какой смысл нужно вкладывать в Новый год и как отмечать его правильно. Мы, православные, знаем, как праздновать, отмечать новолетие, в чем его смысл. И повод обратиться к Богу с молитвой о благословении на год начинающийся. Молебен на новолетие (кстати, составленный еще до революции) содержит молитвословия и песнопения, которые почти без изменения взяты из благодарственного молебна. Также молебное пение на Новый год составлено как молебен просительный, взывающий к Богу о благословении наших трудов и благих дел.

Теперь о том, как нам быть с нашими не особо верующими и не особо церковными домашними, родными и близкими. Говорить людям, далеким от Церкви, что они, де, неправильно празднуют Новый год, что это все «пьянство и козлогласование» — значит только вызвать их ответное противление и неприязнь. Если вас все-таки пригласили отметить Новый год нецерковные родственники, и вы не можете им отказать, например, живете в одной квартире или отношения с ними достаточно напряженные, и вы боитесь обидеть их отказом, — не нужно отвергать приглашения. Но соглашаться на родственные посиделки нужно с большой рассудительностью, только тогда, когда действительно может пострадать семейный мир. Не будем забывать, что идет пост, и об этом следует заранее предупредить приглашающую сторону. Но если вы собираетесь причащаться, то об участии в застолье не может быть и речи. Если просто будете молиться на следующий день на литургии, то лучше всего, дождавшись полуночи и призвав всех вознести молитву Богу, например, пропев «Царю небесный» и поздравив всех с Новым годом, удалиться.

Присутствие верующего человека в светской компании (и не только на Новый год) — это всегда миссионерство. От нашего поведения, от наших поступков и слов зависит очень многое: как люди, нас окружающие, будут относиться к Церкви. Придут ли они потом в храм или, наоборот, соблазненные нами, никогда не переступят порог церковный. Очень важно установить хороший, дружеский контакт с нашими маловерующими родственниками. Нельзя сразу «грузить» их проповедями. Нужно сначала поговорить с тещей о даче, о плодах и овощах, с тестем — о рыбалке и политике, с племянником — о спорте и компьютерах, а уже потом рассказывать им о духовных предметах, конечно, если это не вызывает противления. Очень хорошо, общаясь с родными, вспомнить все то хорошее, что было в минувшем году. Можно устроить просмотр фотографий или домашнего видео с событиями минувшего года и рассказом о них. Понятно, что общение с родственниками, которые не близки тебе по духу, — дело не очень простое. Но в семейной жизни всегда нужно стараться идти навстречу, искать компромисс. Пусть они еще чего-то не понимают, но, посидев с ними за новогодним столом, порадовав их, мы сможем потом пригласить их в храм на Рождество, а затем вместе отметить праздник у себя дома, и приобретем тем самым людей для Господа.

Теперь о том, как нам самим, церковным православным людям, проводить Новый год. Можно приготовить что-нибудь вкусненькое (постное, разумеется) и посидеть, вспомнить все хорошие события уходящего года и опять поблагодарить Господа. Нам всем очень не хватает общения. А если кто дотерпит до полуночи, встать всем вместе и спеть «Царю Небесный». Ну, а завтра утром — на литургию.

протоиерей Павел Гумеров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *