МОЛИТВА СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА ПО ЧИСЛУ ЧАСОВ В СУТКАХ

Вечернее молитвенное правило содержит в себе краткие молитвенные прошения, составленные святым Иоанном Златоустом. Их общее количество соответствует количеству часов в сутках, каждый из которых должен быть освящен молитвой и нашим постоянном памятованием о Боге. Каждое молитвенное прошение, в идеале, должно быть произносимо нами по одному в час, так, чтобы к концу суточного круга, была прочитана вся молитва целиком. Добиться такого результата очень сложно, особенно в обычной мирской жизни, полной различных дел, забот и тревог. Читать 24 молитвы святого Иоанна Златоуста по числу часов в сутках рекомендуется внимательно, осознанно, а не нейтрально, как что-то стороннее и принадлежащее чужому опыту, но как наше личное проживание и переживание каждого произнесенного слова.

МОЛИТВЕННЫЕ ПРОШЕНИЯ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА
1. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ
Вера в Бога должна находить свое отражение не только в правильных словах, произносимых нами, но и в искреннем сердечном сокрушении о своих грехах, сопряженном со смирением. В этой краткой молитве мы дерзаем просить у Господа самого главного и самого высшего блага – вечного пребывания с Ним в Царствии Небесном. Стать причастником небесных благ можно еще здесь, на земле. Для этого нам созданы все необходимые условия. Всё, что от нас требуется сейчас, это разумно воспользоваться ими и возблагодарить Господа за все те бесчисленные дары, что Он предоставил нам. Именно этот земной багаж наших привязанностей, с которым мы перейдем в вечность, и станет определяющим для нашего дальнейшего существования.

2. Господи, избави мя от вечных мук
Вечные муки воспринимаются нами сейчас как какое-то абстрактное и отдаленное будущее, не имеющее к нам непосредственного отношения. Кто-то подразумевает под геенной огненной некий евангельский образ, олицетворяющий собой угрызения совести, связанные с совершенными грехами. Другие полагают, что муки не могут носить бесконечный характер и что Бог, Который есть Любовь, помилует всех грешников. Преподобный Антоний Оптинский, говоря об адских муках, пишет: «Если бы все скорби, болезни и несчастья со всего света собрать в одну душу и взвесить, то адовы муки несравненно тяжелее и лютее, ибо геенны огненной и сам сатана страшится». Второе молитвенное прошение Иоанна Златоуста напоминает нам о реальности вечных мучений, избежать которые мы можем лишь по милости Божией. Именно об этом с сокрушенным сердцем и искренним раскаянием в своих согрешениях мы умоляем Господа.

3. Господи, умом или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.
Грех – духовная проказа, поражающая и подчиняющая себе не только ум и волю человека, но и всё его естество. Наш разум, поврежденный грехом, очень активно реагирует на любые соблазны и искушения. И чем больше он запутывается в сетях этой пагубной лжи, тем сложнее ему становится сопротивляться козням лукавого. Духовное трезвение заключается во внимательном отношении к своей жизни, в дисциплине ума, нуждающегося в строгом контроле над всеми его внутренними движениями. Осуществление такого ежеминутного контроля возможно лишь посредством наращивания собственного духовного опыта, невозможного без падений. Каждое такое падение должно восприниматься не как некий неудачный опыт, ввергающий душу в состояние уныния, а как еще одна возможность преодолеть себя, проявив таким образом свою веру в Бога и надежду на Его помощь и милосердие.

4. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.
Грехи, упоминаемые в четвертом молитвенном прошении, имеют одно общее сходство – все они являются результатом духовной расслабленности. Нечувствие греха является тяжелой болезнью современного общества, зараженного заботой о собственном «Я» и равнодушием по отношению к окружающим. Преподобный Исаак Сирин говорит, что человек, сподобившийся увидеть самого себя, выше человека, сподобившегося увидеть ангелов. Неведение собственных грехов, впрочем как и их забвение, ожесточают сердце, делая его неспособным увидеть свое истинное состояние.
Малодушие, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, рождается от неверия: «Как только подвижник прибегнет к вере – малодушие и смущение исчезают, как тьма ночи от восходящего солнца». Проявляться малодушие может в различных формах, но какие бы образы оно ни принимало, свое оправдание оно всегда находит в заботе о собственном благе. Преодолеть это пагубное состояние можно лишь постоянным памятованием о Боге, а также стремлением нести достойно свое христианское звание.
Окаменелое сердце – сердце, неспособное увидеть сквозь призму собственной греховности свет Божественной Любви, обращенной к нему. Работа по очистке собственного сердца представляет собой долгий процесс, позволяющий взглянуть по-новому на многие вещи, казавшиеся прежде малозначительными или само собой разумеющимися.

5. Господи, избави мя от всякаго искушения.
В этом молитвенном прошении мы просим Бога избавить нас от любого искушения, но при этом нужно помнить, что спасение – это не какое-то механическое действие, автоматически освобождающее нас от личного участия в его стяжании. Спасение – это путь соработничества свободной воли человека и Бога, с любовью ожидающего возвращения Своих блудных сыновей из области тьмы и порока.
Господь в Евангелии от Матфея говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Борьба с искушениями олицетворяет собой именно это усилие, опирающееся на веру и молитву, способную разрушить любые козни лукавого.
Апостол Иаков в своем послании пишет: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1, 13). Источником всех искушений является диавол, который умело пользуется нашими слабостями, чтобы возвести между нами и Богом стену беззакония и отчаяния. Преподобный Антоний Великий, говоря об искушениях, наставляет нас, что без них никто не может спастись и войти в Царствие Небесное. Господь попускает искушения, чтобы мы могли духовно возрастать и укрепляться в своей вере. Он не оставляет никогда нас одних в этой борьбе с искушениями, и всегда поддерживает тех, кто обращается к Нему за поддержкой и помощью. Своей благодатью Господь обращает наши немощи в великую силу, противостоять которой не в состоянии никакое зло.

6. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.
Именно из сердца исходят злые мысли, убийства, супружеская неверность, разврат, воровство, лжесвидетельство, клевета (Мф. 15, 19).
Наполнить свое сердце добрым содержанием способен лишь человек, стремящийся озарить свою жизнь спасительным светом. Благодать Божия способна разогнать даже самую кромешную тьму, но только тогда, когда мы сами проявляем желание воспринять ее живительную силу: «Какое направление примут силы сердца, в такое направление устремляются силы тела, и преобразуется влечение тела, сообразно влечению сердца, из плотского и скотоподобного в духовное, святое, ангелоподобное» (свт. Игнатий Брянчанинов). Человеку свойственно видеть в себе только хорошее, не зря ведь говорят, что по отношению к ближним мы судьи, а по отношению к себе – адвокаты. Распознать в своем сердце вместо света мрак всегда страшно, но гораздо страшнее, когда тот свет, который мы в себе так любим, является тьмой.

7. Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.
Это молитвенное прошение – страдание и крик души, запутавшейся в паутине греха и не способной самостоятельно, без Божией помощи, вырваться из нее. Последствия первородного греха внесли в человеческую природу такой разлад, что все ее составляющие – тело, душа и дух – вступили в ожесточенное противоборство между собой, не позволяющее нам идти без падений по пути спасения. Апостол Павел в послании к Римлянам так описывает это состояние: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7:15-20). Бог щедр в Своих милостях, не имеющих никаких ограничений по отношению к тем, кто уповает на Его милосердие. Надежда на Бога вкупе с покаянием и твердым намерением исправить свою жизнь – верный путь ко спасению, способный совлечь с нас греховную личину ветхого человека.

8. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.
В каждом из нас запечатлен образ Божий, пусть и помраченный грехом и не всегда видимый нами, особенно в ближних. Этот образ можно сравнить с иконой, изображение на которой, вследствие небрежного отношения к ней, утратило свою первоначальную чистоту. И если вернуть иконе ее прежний вид способен художник-реставратор, то человеческой душе – благодать Божия. По словам прп. Макария Египетского, Божья благодать способна в одно мгновение очистить человека и сделать его совершенным, но делает это постепенно, чтобы испытать его произволение. В качестве примера преподобный приводит притчу о десяти девах, призывая нас брать пример с разумных дев. Он сравнивает их с пятью умственными душевными чувствами, которые под действием благодати обрели благодатную мудрость, неподвластную веяниям падшего мира. Не свою внутреннюю ржавчину мы должны демонстрировать миру, ищущему любой повод для осуждения нашей веры, а жизнь и дела, через которые мы можем прославить Бога и приоткрыть окружающим свет Божественной Любви.

9. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий
Наша земная жизнь – то время, в течение которого мы должны доказать, что достойны войти в жизнь вечную. Для этого нам предстоит проделать долгий путь, на протяжении которого предстоит не только научиться жить по нравственным законам Христова учения, но, что самое главное, научиться говорить на языке любви – языке, объединяющем небесное и земное, вечное и преходящее, истинное и ложное. Последний экзамен, который мы проходим на пути в Царствие Небесное, – это наша физическая смерть. Именно она является той лакмусовой бумажкой, которая обнажает наше подлинное внутреннее устроение, безо всякой лжи и фальшивой напыщенности. Там, за порогом вечности, мы предстанем перед самими собой и перед Богом именно такими, какими нам себя, может быть, и не хочется видеть. Именно поэтому мы, по словам святителя Дмитрия Ростовского, должны не бояться смерти, но готовиться к ней, проводя святую жизнь: «Если будешь готов к смерти – перестанешь бояться ее. Если возлюбишь всем сердцем Господа – сам пожелаешь смерти».

10. Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.
Путь доброделания представляет собой дорогу, ведущую только в одном направлении – вперед, без оглядки назад, на свои предыдущие благие поступки. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что правильный духовный путь заключается в забвении собственных добрых дел, и в постоянном памятовании добра, сделанного нам другими.
Святой Феофан Затворник призывает нас сколько возможно скрывать свои дела в духовной жизни и не обнаруживать их ни в разговорах, ни в каких-либо иных внешних проявлениях. Любое такое благое дело, выставленное нами наружу, теряет свою силу в вечности, так как свою награду за него мы уже получаем в этой жизни (земную славу, людскую похвалу, удовлетворенное тщеславие и самолюбие).

11. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея
Святитель Игнатий Брянчанинов, говоря о роли сердца в духовном становлении человека, говорит, что в зависимости от того, какое направление примут силы сердца, будет зависеть и влечение тела, которое может при правильном обращении перейти из плотского состояния в святое и ангелоподобное. Грех, прочно укоренившийся в сердце человека после грехопадения прародителей, привел к тому, что единственным местом во всем творении, в котором не оказалось места Творцу, стало именно человеческое сердце. «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их» (Ис.6:10); Сердечная чистота достигается путем стяжания добродетелей, но не одной или нескольких, а всех вместе. Когда они, по словам прп. Симеона Нового Богослова, сливаются в одну добродетель, достигшую последних степеней совершенства. Но даже в этом случае добродетели сами по себе не могут сделать сердце чистым, без воздействия благодати Святого Духа: «Ибо как ковач, как бы искусно ни умел он действовать орудиями, ничего не может сработать без содействия огня, так и человек, пусть всё делает со своей стороны для очищения сердца, пользуясь для сей цели добродетелями, но без присещения огня Духа всё делаемое им останется бездейственным и бесполезным для его цели, так как это – одно – не имеет силы очищать нечистоту и скверну души (прп. Симеон Новый Богослов).

12. Господи небесе и земли, помяни мя, грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь. (Господи Неба и земли, помяни меня, грешного раба Твоего, скверного и нечистого, в Царствии Твоем. Аминь).
В этом молитвенном прошении мы, подобно благоразумному разбойнику, распятому рядом с Господом, обращаемся ко Христу с одной-единственной просьбой: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк.27:42). И всё, на что мы надеемся, так это услышать в ответ слова Спасителя: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.27:43). Царствие Небесное открыто для всех уверовавших во Христа, сказавшего, что в доме Его Отца обителей много. Их количество неограниченно, так же, как и милосердие Божие, всё покрывающее Своей Любовью.
автор Сергей Сажин
источник https://pravoslavie.fm/articles/molitva-svyatogo-ioan..

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *