СВЕЧА В ХРАМЕ. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ОТКУДА ПОЯВИЛСЯ ОБЫЧАЙ СТАВИТЬ СВЕЧИ ПЕРЕД ИКОНАМИ.

Свеча – небольшой светильник, источник лучистого света. Отделение света от тьмы было одним из первых актов творения. В конце времен, когда закончится история спасения, Сам Бог будет Светом (Откр.21:23) нового творения (21:5).

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, откуда при святом равноапостольном князе Владимире была принесена нашим предкам Православная вера. Но зародился этот обычай не в Греции, свечи и лампады с елеем возжигались в храмах еще в глубокой древности.
Специально изготовленные светильники с самого начала ветхозаветного богослужения были необходимой принадлежностью скинии, позже – Иерусалимского храма. Использование светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху, постепенно перешло из храма в дома ветхозаветных верующих.

Светильник, прежде всего, был символом присутствия Божия. Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2Цар.22:29). Свет лампады или свечи символизирует также светлое, радостное и теплое моление к Богу. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает(Прит.13:9).

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян.20:8). В первые века христианства всегда при богослужении возжигали свечи. С одной стороны, христиане, гонимые язычниками, совершали богослужения ночью в подземельях и катакомбах, поэтому светильники были просто необходимы. С другой стороны — освещение имело духовное значение. Когда же прекратились гонения на Церковь Христову, обычай возжигать свечи остался.

В ветхозаветное время в качестве светильников использовались небольшие сосуды с оливковым маслом и фитилем из льна. Время появления свеч в качестве светильников не удается установить документально. Технология изготовления свеч постепенно менялась. От трубки, наполненной жиром с нитяным фитилем внутри до классической восковой церковной свечи – путь в несколько веков. У греков и финикийцев был известен способ отбеливания воска (с помощью воды и солнечных лучей). Отбеленный воск Плиний называет cera punica, т. е. пунический воск. Именно восковые свечи вошли в употребление в христианском богослужении. Воск, будучи веществом чистым, мягким, источающим тонкий приятный аромат, является символом христианской души, очищенной от грехов, покорной святой Божественной воле и украшенной духовно благоухающими добродетелями.

Тертуллиан писал: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи,– литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». Пламя свечи, горящей во время богослужения, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Чем больше света, тем больше радости. Поэтому чем торжественнее церковный праздник, тем больше возжигается в храме свечей.
Свет в православном храме — это образ Божественного Света, он знаменует Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Свечи — наша добровольная жертва Богу и храму Его. Духовное значение церковной свечи — готовность человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращение в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному Свету. Свеча делается из воска, а воск собирается со всех цветов пчелами — этот прекрасный букет цветов несет человек в храм как выражение своей любви и теплоты к Богу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, Святым, у ликов которых мы ставим свечи.

Когда смолкает шум житейских битв,
И страстных волн кипенье затихает,
Приходит время покаянья и молитв,
И суетное сердце отдыхает.

Неспешной струйкой белой вьется дым кадильный,
Закрыта дверь на ключ и в келье тишина,
А пред иконами так трепетно, так сильно,
Прочь разгоняя сумрак теплится свеча.

Как вожделен, как светел Твой покой,
Как сладостно молитвы вдохновенье,
О, дай мне Господи житейских смут забвенье,
Когда душа беседует с Тобой.

Гори ясней свеча, пусть мрак сомнений сгинет,
Пусть ярким пламенем зардеется душа,
Во тьме отчаянья, в непроглядной мгле унынья,
Гори ясней, гори моя свеча.

Кто не был скорбен, тот не испытал,
Блаженный миг скорбей земных забвенье,
И радость обретенного спасенья,
Доступна лишь тому, кто погибал.

Неспешной струйкой белой вьется дым кадильный,
Закрыта дверь на ключ и в келье тишина,
А пред иконами так трепетно, так сильно,
Прочь разгоняя сумрак теплится свеча.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *