КАК НАУЧИТЬСЯ ТЕРПЕНИЮ?

Чаще всего люди относятся к терпению как к некой обреченности – и потому боятся ситуаций, когда им придется потерпеть, и часто впадают в уныние, толком еще не начав терпеть, поскольку, в их представлении, терпит только тот человек, который уже во всем отчаялся.

И вместе с тем очень мало кто задумывается о том, что терпение – это, вообще-то, христианская добродетель. Более того, она прямо заповедана нам в Евангелии: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Терпению усваивается такая исключительная ценность, что благодаря ему можно спастись. И эти евангельские слова должны заставить нас пересмотреть свое отношение к терпению.

Можно задать себе такой вопрос: чего в жизни я не смог приобрести или лишился из-за того, что терпения мне не хватило? Думаю, что этот список может каждого из нас заставить задуматься. А еще, отвечая на этот вопрос, важно научиться замечать те повседневные ситуации, в которых речь идет не о подвиге терпения в полном смысле этого слова, а о том, что нам не хватило его чуть-чуть, вроде бы по пустяку.

Самый простой пример: бежит человек к автобусу, который на остановке стоит,– и осталось каких-то десять метров пробежать, сделать над собой последнее усилие, хотя уже и дыхание сбилось, и в пот бросило. А человек вдруг останавливается и говорит себе: дальше не побегу. И тут же оправдывает себя: всё равно не успею, этот автобус уйдет. Но разве редко бывает так, что бегущего пассажира к этому моменту уже увидел в зеркало заднего вида водитель и готов был несколько секунд подождать, или просто этот автобус стоял на остановке еще столько, что можно было даже не добежать эти несколько метров, а просто дойти?..

То же самое бывает – не столь явно, не столь наглядно – и в трудные моменты жизни, в искусительных ее обстоятельствах.

Невозможно научиться терпению без избавления от совершенно неправильного в своей основе саможаления. А это, в свою очередь, достигается изменением отношения к жизни. Нужно принять как данность, что душа каждого из нас должна стать по-настоящему выносливой и по-настоящему мужественной – без этого мы не сможем прожить эту жизнь действительно по-христиански. И тогда мы на многое сможем взглянуть по-другому.

Безусловно, терпение не должно быть бессмысленным: мы в каждом конкретном случае должны понимать, ради чего мы терпим. И можно сказать, что в основе подлинного, угодного Богу терпения всегда лежит любовь. К примеру, можно терпеть нестроения на работе, если для нас это единственный способ прокормить семью; можно терпеть капризы близкого человека, если этот человек тяжело болен, и мы дежурим у его постели. Если же терпение не ведет нас к проявлению любви, тогда возникает вопрос: «Зачем?»

Бывает, что человек жалуется: раздражение захватывает его молниеносно – как найти переключатель, который так же быстро переведет нас в «режим терпения»? Если провести аналогию с миром техники, любой предохранитель срабатывает оттого, что включается автоматика. А в человеке этот автоматизм достигается только навыком: если изо дня в день планомерно отслеживать те ситуации, в которых мы срываемся, обдумывать их и находить правильное в каждом конкретном случае действие, однажды мы увидим, что поступили так, как должно – просто потому, что усвоили наконец правильное отношение, оно стало частью нашей жизни.

У преподобного Илии Экдика есть слова о том, что дом души – терпение, а пища души – смирение, и когда душе недостает пищи, она выходит из своего дома, то есть когда человеку не хватает смирения, он выходит из терпения. Нетерпение, если к нему присмотреться, – это всегда ропот, возмущение, восстание против чего-то, с чем человек даже гипотетически не видит для себя возможности смириться. Нужно же – сначала смириться, умириться с собой, и это даст нам силы и потерпеть, если ничего сделать в этой ситуации не удастся. А чтобы душа не выходила из своего дома, нужно стараться собирать для нее впрок эту драгоценную пищу – в трудные моменты жизни она нам очень пригодится.
Игумен Нектарий (Морозов)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *